4. Религиозная философия. Экзистенциализм
К основным философским школам западной религиозной философии относятся: неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини), неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак, П. Тилих) и христианский эволюционизм (Тейяр де Шарден). Центральной проблемой для них является проблема бытия бога, чья свободная воля прослеживается в природе и обществе. Другими проблемами являются сочетание веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, науки и теологии при определяющем влиянии последней. Путь обновления религиозной философии видится ее представителями на пути перехода от абстрактных учений о человеке и обращение к изучению «целостной динамики жизни и цивилизации», а также использования новейших научных данных и их интерпретация для доказательства бытия бога.
Неотомизм.
Современным философским вариантом католицизма является неотомизм, который зародилось в 70-е годы ХIX в., когда I Ватиканский собор объявил философию Фомы Аквинского единственной истиной. Наряду с философским обоснованием бытия бога, доказательства различных религиозных догм, рассмотрения «чистого бытия» как некоего духовного первоначала, неотомизм занимается осмыслением естественнонаучных теорий и социальной практики.
Влиятельными представителями неотомизма являются Ж. Маритен (1882-1973), Э.А. Жильсон (1884-1978), Ю.М. Бохеньский (1902), Г.А. Веттер (1911). Философия трактуется неотомистами как служанка богословия. В первой философии или метафизике рассматривается учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. Бытие бога доказывается путем аналогии с бытием мира. Бесконечное бытие бога понимается как акт и возможность.
В натурфилософии осуществляется рассмотрение соотношения содержания и формы. Если материя пассивна, то форма активна, а через форму материя приобретает свою определенность, конкретность и жизненность.
В теории познания неотомизма выделяются различные формы познания: чувственное, рациональное и интуитивное. Смысл и назначение человеческого сознания видится в обнаружении трансцедентного и субъективного в чувственном восприятии. Человеческий интеллект должен согласовываться с божественными истинами. Если наука открывает лишь внешние связи явлений и событий, то конечные причины относятся к богу.
Центральной проблемой в неотомизме является проблема бытия бога, который постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его и трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Последней и высшей задачей метафизики, по мнению католических философов, является постижение абсолютного бытия бога. Путь философии прокладывается естественным разумом, восходящим к богу через постижение сотворенных путей. Путь теологии освещает сверхъестественное откровение, нисходящее к сотворенным существам. Хотя философия является служанкой богословия, они обе разными средствами делают одно общее дело.
Границей научного познания, по мнению неотомистов, является естественный мир сотворенных вещей. Религиозные философы ищут пути примирения с наукой, стремясь «ассимилировать общие выводы наук применительно к преподаванию теологии». Так, доказательством сотворения мира они считают теорию «расширения Вселенной». Если Вселенная расширяется, то, по их мнению, она конечна и когда-то была сосредоточена в одном «праатоме». Из этого делается вывод, что Вселенная сотворена богом.
Неотомисты считают, что человек создан богом. «Человек есть конечный дух в материальном» Он является единственным носителем духа в материальном мире. Причем бог творит каждую человеческую душу индивидуально в тот момент, когда эмбрион становится человеческим телом. В неотомизме вера в бессмертие души после ее отделения от тела уживается с убеждением о субстанциональном единстве души и тела при земной жизни. С таким пониманием души неразрывно связано признание свободы воли. Считается, что конечный дух действует свободно по необходимости. Свобода воли, необходимая по своему происхождению, является необходимым условие нравственной свободы. Там, где нет свободного выбора, самоопределение воли, нет и нравственности.
Неотомисты проповедуют не естественную, а сверхъестественную, божественную целенаправленность нравственных ценностей. Сам по себе человек ничего не стоит, если он не создан для бога. Лишь благодаря страданиям, путем принятия зла человек достигает своего полного осуществления, приближается к своему идеалу.
Неотомистская философия во всех ее разделах (онтология, гносеология, антропология, этика, эстетика) насквозь теоцентрична и направлена на утверждение и оправдание религии в ее римско-католическом вероисповедании.
Создателем концепции христианского эволюционизма является Тейяр де Шарден (1881-1955), изложивший ее в таких работах, как «божественная Среда» и «Феномен человека». Он стремился осуществить синтез науки и религии при решении проблем строения и сущности Вселенной, сущности и смысла жизни человека. По его мнению, главная задача философии, науки и теологии состоит в том, чтобы увидеть и показать «чем становится и чего требует человек».
Будучи крупным естествоиспытателем, Тейер стремился на основе естествознания модернизировать мировоззренческую концепцию христианстваю Свое объяснение действительности она называл феноменологическим, подчеркивая, что он представляет собой синтез достижений конкретных наук. Стремясь согласовать религиозное миропонимание с выводами современной науки, он рассматривал мир как эволюционирующую систему. Шарден писал, что «вселенная … представляет собой не порядок, а процесс, Космос, движущийся в Косморазвитии». Процесс косморазвития или космогенез проходит, по его мнению, четыре этапа: «преджизнь», жизнь», «мысль» и «сверхжизнь». На последнем этапе развития мира возникает такое состояние общества, когда люди сплачиваются на основе христианского гуманизма.
Мир видится Шардену в качестве живого организма, пронизанным божеством и стремящимся к совершенству по воле бога. Основой этого мира является энергия, которая бывает двух видов: «тангенциальная» и «радиальная». Если первая связывает воедино однородные предметы, то вторая демонстрирует нарастание сложных явлений.
Завершением мира, или «точкой Омега», является Христос. Кроме того, в мире есть и «точка Альфа», т.е. элементарные частицы бытия. Движение мира, направленное от Альфы к Омеге, имеет магистральное направление – возникновение человека и его сознания. Сам человек рассматривается как итог развития космоса.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества