3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
Самыми решительными и последовательными представителями Просвещения во Франции были философы, составлявшие его материалистическое ядро. Французские материалисты были органически связаны с атеизмом. Вместо феодально-теологического лозунга «Прочь разум!», они настойчиво провозглашали культ разума. Резко выступив против идеологических и теологических софизмов, эти философы подчеркивали, что только опыт, ощущения и здравый смысл являются надежным путеводителем к свету, знанию. Разум они провозгласили средством постижения и перестройки действительности, а также универсальным критерием и нормой, единственным судьей всего сущего.
Французский материализм XVIII в. очистил предшествующий ему материализм от различных религиозных привесок и схоластической терминологии. В то же время он выступал в механистической форме, поскольку механика оставалась основой мировоззрения и ее законы продолжали возводиться в ранг всеобщих.
Материализм французских философов – это новая историческая ступень в развитии материалистической философии. Предшествовавший ему английский материализм XVII-XVIII вв. имел в значительной степени аристократический характер, его изучение предназначалось для избранных. Французские материалисты несли свои идеи в широкие круги городского общества. Они обращаются не к государям и дворянам, а к читателям из класса буржуазии. Наряду с использованием достижений механики и астрономии, эти философы опирались также на медицину, физиологию и биологию. Открытия и идеи Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лавуазье, Бюффона и других выдающихся ученых образуют естественнонаучную основу философских обобщений французских материалистов.
Французский материализм, с одной стороны, продолжал традиции физики Декарта, тесно связанной с развитием естествознания, а с другой – был прямым продолжением и развитием учений английского материализма XVIII в. Эти два источника и обусловили два его направления. Хотя по всем основным вопросам французские материалисты занимали общие позиции, образуя единую школу, но между представителями обоих направлений внутри этой школы имеются довольно существенные различия.
Ламетри, Гольбах и Дидро представляют преимущественно естественнонаучное направление во французском материализме. Не довольствуясь философским обобщением принципов классической механики, они пытались осознать и поставить перед наукой ряд новых проблем, выдвигаемых, в частности, биологией и физиологией. Своеобразным итогом развития этого направления явилась работа Гольбаха «Система природы», названная современниками «библией материализма».
Для другого направления, связанного главным образом с воззрениями Гельвеция и отчасти Гольбаха, характерно внимание к человеку и его общественной жизни. Развиваемые ими идеи «естественного человека» и «нормального» общества, основанного на «началах природы», по своим истокам связаны с английским материализмом. Здесь разрабатывались преимущественно социально-исторические и этические идеи.
Французские материалисты развивали сенсуалистическую теорию познания. Духовную деятельность (воображение, желания, мышление) они выводили из ощущений, считая, что опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека.
Зачинателем французского материализма XVIII в. был Ж. Ламетри (1709-1751). Его перу принадлежат работы «Трактат о душе», «Человек-машина», «Анти-Сенека», «Система Эпикура», в которых изложены материалистические и атеистические взгляды. Все философские системы, отмечал он, могут быть сведены к двум: 1) материализму, считающему, что есть лишь одна субстанция – материя, которая может обладать способностью мыслить, и 2) спиритуализму, признающему существование нематериальной субстанции, которая мыслит.
Исходным пунктом философии Ламетри является положение о том, что материальный мир «существует сам по себе» и у него не было начала и не будет конца, поскольку элементы материи обладают «несокрушимой прочностью». Материя имеет активную и пассивную формы, а заключенная в ней движущая сила действует тогда, когда материя выступает в определенных формах. Таким образом, «очевидно, что материя содержит в себе оживляющую и движущую силу», а тремя ее основными свойствами являются протяженность, движущая сила и чувствительность.
Ламетри считал, что материализм является очевидным результатом всех наблюдений и опытов величайших философов и врачей. Он первый среди своих современников стал обосновывать материализм новейшими данными естествознания, утверждая, что опыт и разум отвергают существование сверхъестественного. Анализируя достижения естествознания своего времени, Ламетри доказывал, что между человеком и животным, с одной стороны, и растением – с другой – нет непроходимой пропасти. Они рассматриваются как различные проявления единой субстанции. Тем самым доказывается единство всего живого.
По мнению Ламетри, психика человека, как и психика животных, ничего сверхъестественного, мистического в себе не содержит, а способность материи мыслить заключена в ней самой. Опираясь на свои врачебные опыты, на явления сновидений и лихорадочного бреда, он считает их доказательством полной зависимости души от состояний мозга. Отвергая врожденные идеи, он утверждает, что первоначально мозг не имеет никаких представлений. Предметы, действующие на органы чувств, оставляют в мозгу отпечатки и на их основе возникают представления. Мышление, внимание, воображение, страсти и даже волю человека он сводит к ощущениям.
Если Декарт называл машинами лишь животных, то Ламетри распространяет механистические воззрения и на человека. Люди определяются им как перпендикулярно ползающие машины, просвещенные машины, искусный часовой механизм. Человеческое тело для него – самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения. Эти определения означали не отождествление людей полностью с машинами и не отрицание специфичности сознания, а указание на то, что процессы, происходящие в человеческом теле, не имеют в себе ничего мистического и подчиняются законам природы. По своему содержанию это скорее не определения, а яркие метафоры и приблизительные аналогии.
Одной из ярких фигур во французском Просвещении был Д. Дидро (1713-1784). Он известен как организатор и издатель знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Свои философские взгляды Дидро изложил в литературных и философских произведениях «Племянник Рамо», «Разговор Даламбера с Дидро», «Письма о слепых в назидание зрячим». Он эволюционировал от деизма к полному атеизму.
Как и другие представители французского материализма, Дидро исходил из положения о вечности и бесконечности природы, которая никем не сотворена и вне которой ничего нет. По его мнению, все изменяется, исчезает и только целое остается. Обосновывая материализм, философ раскрывал своеобразие неорганической, органической и мыслящей форм материи. В учение о природе он вносит некоторые идеи диалектики, в частности, идеи развития и связи.
Особое внимание Дидро уделял истолкованию проблемы ощущения с материалистических позиций. Он был сторонником идеи о всеобщей чувствительности материи, доказывая, что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации. Наши чувства, по его мнению, являются клавишами, по которым нас ударяет природа.
Дидро не создал целостной, завершенной философской системы. Его заслуга в философии заключалась в том, что он отрефлексировал способ мышления своего времени и открыл в нем так называемую парадоксальность. В своих произведениях французский мыслитель не столько давал ответы, сколько ставил вопросы, очерчивая ими границы механистического материализма и подводя к мысли о возможности иных решений. Так, например, он считал, что с позиций механицизма невозможно объяснить специфику живых и мыслящих существ, а также процесс их возникновения. Дидро не оставался полностью в рамках механистического материализма, а искал пути выхода из него с диалектических позиций.
Крупнейшим представителем французского материализма XVIII в., его систематизатором был П.А. Гольбах (1723-1783). Его основными работами являются «Система природы», «Здравый смысл», «Естественная политика», «Универсальная мораль». Гольбах стремился создать философскую систему, основанную на материалистическом монизме. В качестве предмета философии он рассматривал мир в его целостности, единые законы существования и изменения мира. Природа понималась им не как совокупность разрозненных конкретно-чувственных вещей, а в качестве великого целого, где объективностью обладает не только единичное, но и общее. Сближая философию и естествознание, он приходит порою к смешению их проблематики.
Воспроизвести систему природы, по Гольбаху, означает создание картины развивающейся материи, являющейся единственной субстанцией. Все существующее является конкретной формой бытия материи, которая никогда не возникала и никогда не перестанет существовать. Материя вечна во времени и бесконечна в пространстве. Пространство и время так же объективны, как и материя, формами существования которой они являются. В противовес Декарту, который считал, что движение сообщено материи богом, Гольбах утверждал, что природа получает свое движение от самой себя. Движение есть способ ее существования. Материя обладает движением, которое бывает, по Гольбаху, двух видов. Во-первых, это механическое движение, а во-вторых, это скрытое внутреннее движение, определяемое энергией, и оно имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц, из которых состоит тело.
В систематическом виде Гольбах изложил свое мировоззрение в сочинении «Система природы». Он писал, что природа есть причина всего, «она существует благодаря себе», «она будет существовать и действовать вечно». Эти философские выводы он делал на основе достижений естествознания XVIII в.
В природе, по его мнению, действуют естественные причины, нет случайности и каких бы то ни было сверхъестественных причин. Исходя из своей концепции необходимости, Гольбах отрицает свободу воли, считая, что человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости. Он отмечал, что «человек не свободен ни одну минуту своей жизни». В то же время философ выступал против фатализма, призывая противодействовать бедствиям, которые уготовила для нас природа.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества