2. Общественное сознание, его сущность и структура
Понятие общественного сознания было выработано К.Марксом и Ф.Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется ими в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. В «Немецкой идеологии» они анализируют происхождение и развитие общественного сознания, его взаимосвязь с важнейшими сторонами общественной жизни. Они отмечают, что сознание имеет общественное происхождение и выступает как осознание, с одной стороны, общественных отношений между людьми, а с другой – отношений людей к природе.
Развитие сознания происходит благодаря росту производительности и разделению труда, которое на определенной ступени становится разделением материальной и духовной деятельности. С этого момента общественное сознание приобретает относительную самостоятельность. Возникнув первоначально на основе общественного бытия, оно включается как духовное средство в трудовой процесс и во все другие стороны общественной жизни, становясь необходимым, существенным компонентом всей истории человечества. Сознание сопровождает всякую человеческую деятельность, являясь ее субъективным моментом. Маркс и Энгельс определяли общественное сознание через соотношение с общественным бытием, выделяя две стороны их взаимодействия: 1) общественное сознание отражает общественное бытие, 2) общественное бытие определяет общественное сознание.
Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих общественное бытие. Оно существует в многообразных формах (политические и правовые взгляды, мораль, наука и философия, искусство и религия), является вторичным по отношению к нему и определяется им.
Марксизм впервые дал научное объяснение всей истории идей, показав, что любые изменения общественного сознания в конечном счете объясняются развитием материальной жизни общества. В этом проявляется закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, который носит всеобщий характер. Отражение общественного бытия – это сложный многократно опосредованный процесс. В нем выражается определяющая роль различных сторон общественного бытия: экономики, классовых отношений и т.д.
Однако в развитии общественного сознания, идеологии нет места прямой зависимости их от производительных сил, что пытались доказать А.А. Богданов и Н.И. Бухарин. Вульгарные социологи Э. Дюркгейм, А. Лория) либо пытались вывести общественные идеи и теории непосредственно из уровня развития производительных сил, состояния техники, либо рассматривали сложные идейные образования по аналогии с организационными формами общественной жизни. В замечаниях к книге В. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии. От Декарта до Маха» В.И. Ленин раскритиковал как вздорные и антинаучные попытки автора вывести философские теории непосредственно из производства, из состояния производительных сил, развития техники без конкретного анализа социально-экономических отношений и содержания идеологических форм. Эти вульгаризаторские упражнения Шулятикова были охарактеризованы как карикатура на материализм в истории. Вульгарно-социологическую трактовку духовных явлений общественной жизни можно встретить и в современной западной философии, в частности, в работах представителей франкфуртской школы.
Общественное сознание – это сложное и многогранное образование. Его специфика и структура отличается от материальных систем и не может быть разделена на «части». Критериями, позволяющими разграничить явления общественного сознания, являются: 1) что отражается, 2) каким способом или в какой специфической форме происходит отражение, 3) каков уровень отражения или познания объекта. На основе этих критериев структура общественного сознания может быть рассмотрена в двух основных аспектах: гносеологическом и социологическом. Структура состоит из компонентов, каждый из которых представляет собой сложное явление.
В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются: 1) обыденное сознание и теоретическое сознание, 2) формы познания: эмпирическое и теоретическое. В социологическом аспекте структурными компонентами общественного сознания являются: 1) общественная психология и идеология, 2) индивидуальное и общественное сознание, 3) формы общественного сознания. При конкретно-историческом подходе к общественному сознанию можно выделить следующие типы сознания: 1) сознание первобытного общества, б) сознание классово-антагонистических обществ, 3) бесклассовое коммунистическое общество.
Существуют два противоположных подхода к решению проблемы относительной самостоятельности общественного сознания. Представители исторического материализма выступают против вульгарного, так называемого «экономического материализма», который отрицает относительную самостоятельность общественного сознания, считая, что идея является пассивной, автоматически следующей за изменениями экономикой. Такой взгляд ведет к отрицанию активной, творческой роли сознания. С другой стороны, идеализм абсолютизирует самостоятельность идей, провозглашая полную независимость общественного сознания от общественного бытия. Так, развитие общественного сознания сводится к филиации (преемственной связи) идей, их простой передачи от одного мыслителя к другому, от одной эпохи к другой. Здесь идеи, взгляды , идеалы людей отрываются от их экономических условий, от классовой и национальной почвы.
Будучи отражением общественного бытия, общественное сознание обладает и относительной самостоятельностью. Она проявляется в многообразных формах, среди которых можно выделить следующие: 1) преемственность и непрерывность духовного развития общества. 2) отставание общественного сознания от общественного бытия, 3) опережение в прогрессивных теориях существующей действительности, 4) обратное воздействие идеологической надстройки на экономику и весь ход общественного развития. Сила и действенность общественных идей зависит от степени распространения их в массах. Для того чтобы воплотиться в действительность, идеи должны захватить массы, возбудить их, побудить к действию.
Любая форма общественного сознания отражает общественное бытие под углом зрения определенных классов. В связи с этим принцип «надклассовости», «беспартийности» является формой проявления классового интереса, буржуазной партийности. Причем классовая позиция философа, ученого, писателя не может полностью зависеть от его социального происхождения и положения. Рапповцы утверждали, что пролетарским писателем может быть лишь рабочий от «станка». Однако жизнь показывает, что выходец из одного класса может перейти на позиции другого класса и защищать его интересы. Таким образом, классовые и общечеловеческие элементы в общественном сознании диалектически переплетаются.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества