logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Общественное сознание, его сущность и структура

Понятие общественного сознания было выработано К.Марксом и Ф.Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется ими в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. В «Немецкой идеологии» они анализируют происхождение и развитие общественного сознания, его взаимосвязь с важнейшими сторонами общественной жизни. Они отмечают, что сознание имеет общественное происхождение и выступает как осознание, с одной стороны, общественных отношений между людьми, а с другой – отношений людей к природе.

Развитие сознания происходит благодаря росту производительности и разделению труда, которое на определенной ступени становится разделением материальной и духовной деятельности. С этого момента общественное сознание приобретает относительную самостоятельность. Возникнув первоначально на основе общественного бытия, оно включается как духовное средство в трудовой процесс и во все другие стороны общественной жизни, становясь необходимым, существенным компонентом всей истории человечества. Сознание сопровождает всякую человеческую деятельность, являясь ее субъективным моментом. Маркс и Энгельс определяли общественное сознание через соотношение с общественным бытием, выделяя две стороны их взаимодействия: 1) общественное сознание отражает общественное бытие, 2) общественное бытие определяет общественное сознание.

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих общественное бытие. Оно существует в многообразных формах (политические и правовые взгляды, мораль, наука и философия, искусство и религия), является вторичным по отношению к нему и определяется им.

Марксизм впервые дал научное объяснение всей истории идей, показав, что любые изменения общественного сознания в конечном счете объясняются развитием материальной жизни общества. В этом проявляется закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, который носит всеобщий характер. Отражение общественного бытия – это сложный многократно опосредованный процесс. В нем выражается определяющая роль различных сторон общественного бытия: экономики, классовых отношений и т.д.

Однако в развитии общественного сознания, идеологии нет места прямой зависимости их от производительных сил, что пытались доказать А.А. Богданов и Н.И. Бухарин. Вульгарные социологи Э. Дюркгейм, А. Лория) либо пытались вывести общественные идеи и теории непосредственно из уровня развития производительных сил, состояния техники, либо рассматривали сложные идейные образования по аналогии с организационными формами общественной жизни. В замечаниях к книге В. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии. От Декарта до Маха» В.И. Ленин раскритиковал как вздорные и антинаучные попытки автора вывести философские теории непосредственно из производства, из состояния производительных сил, развития техники без конкретного анализа социально-экономических отношений и содержания идеологических форм. Эти вульгаризаторские упражнения Шулятикова были охарактеризованы как карикатура на материализм в истории. Вульгарно-социологическую трактовку духовных явлений общественной жизни можно встретить и в современной западной философии, в частности, в работах представителей франкфуртской школы.

Общественное сознание – это сложное и многогранное образование. Его специфика и структура отличается от материальных систем и не может быть разделена на «части». Критериями, позволяющими разграничить явления общественного сознания, являются: 1) что отражается, 2) каким способом или в какой специфической форме происходит отражение, 3) каков уровень отражения или познания объекта. На основе этих критериев структура общественного сознания может быть рассмотрена в двух основных аспектах: гносеологическом и социологическом. Структура состоит из компонентов, каждый из которых представляет собой сложное явление.

В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются: 1) обыденное сознание и теоретическое сознание, 2) формы познания: эмпирическое и теоретическое. В социологическом аспекте структурными компонентами общественного сознания являются: 1) общественная психология и идеология, 2) индивидуальное и общественное сознание, 3) формы общественного сознания. При конкретно-историческом подходе к общественному сознанию можно выделить следующие типы сознания: 1) сознание первобытного общества, б) сознание классово-антагонистических обществ, 3) бесклассовое коммунистическое общество.

Существуют два противоположных подхода к решению проблемы относительной самостоятельности общественного сознания. Представители исторического материализма выступают против вульгарного, так называемого «экономического материализма», который отрицает относительную самостоятельность общественного сознания, считая, что идея является пассивной, автоматически следующей за изменениями экономикой. Такой взгляд ведет к отрицанию активной, творческой роли сознания. С другой стороны, идеализм абсолютизирует самостоятельность идей, провозглашая полную независимость общественного сознания от общественного бытия. Так, развитие общественного сознания сводится к филиации (преемственной связи) идей, их простой передачи от одного мыслителя к другому, от одной эпохи к другой. Здесь идеи, взгляды , идеалы людей отрываются от их экономических условий, от классовой и национальной почвы.

Будучи отражением общественного бытия, общественное сознание обладает и относительной самостоятельностью. Она проявляется в многообразных формах, среди которых можно выделить следующие: 1) преемственность и непрерывность духовного развития общества. 2) отставание общественного сознания от общественного бытия, 3) опережение в прогрессивных теориях существующей действительности, 4) обратное воздействие идеологической надстройки на экономику и весь ход общественного развития. Сила и действенность общественных идей зависит от степени распространения их в массах. Для того чтобы воплотиться в действительность, идеи должны захватить массы, возбудить их, побудить к действию.

Любая форма общественного сознания отражает общественное бытие под углом зрения определенных классов. В связи с этим принцип «надклассовости», «беспартийности» является формой проявления классового интереса, буржуазной партийности. Причем классовая позиция философа, ученого, писателя не может полностью зависеть от его социального происхождения и положения. Рапповцы утверждали, что пролетарским писателем может быть лишь рабочий от «станка». Однако жизнь показывает, что выходец из одного класса может перейти на позиции другого класса и защищать его интересы. Таким образом, классовые и общечеловеческие элементы в общественном сознании диалектически переплетаются.