Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
Проблема культуры относится к числу фундаментальных проблем современного обществознания. Как и любая философская проблема она имеет свою историю, При этом важно отличать историю представлений и понятий о культуре от истории самой культуры. Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах существования людей (настенная живопись, предметы труда и домашнего обихода), но они не сразу получают адекватное отражение в общественном сознании. Это отражение становится возможным на довольно высоком уровне развития человеческой цивилизации. Сама культура возникает как преодоление человеком органической предопределенности вида. Культура является определенным скачком из царства природной необходимости, где все подчинено законам природы, в область связанную со свободой человека. Культура – это надорганическое состояние человека.
Культура формируется прежде всего в ходе материально-производственной деятельности. На определенной ступени развития культуры появляется возможность ее адекватного понятийного осмысления. В понятии культуры находит свое выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в окружающем мире. В переводе с латинского культура означает возделывание, обработка, уход, улучшение. В настоящее время в литературе существуют два подхода к определению источника возникновения понятия культуры. Представители первого подхода считают, что слово культура возникает от агрикультуры (земледелие в Древнем Риме). Культура является попыткой перенесения данного термина на другие стороны человеческой жизни. Считается, что впервые это слово употребил Цицерон, который говорил об окультуривании человеческих чувств. Представители второй точки зрения утверждают, что слово культура происходит от термина «культ». Культ содержит в себе элемент духовного.
Широкое распространение понятие «культура» получает. Под культурой понималось все то, что создано человеком и противостоит природе. С XVIII в. начинается интенсивное осмысление культуры, что осуществлялось как на уровне обыденного сознания, так и на научном уровне. В современной литературе существует более 400 определений культуры и это количество продолжает расти. Такое многообразие трактовок культуры объясняется следующими основными причинами: 1) сложность и многогранностью культуры как объекта изучения; 2)Каждый исследователь обращает внимание обычно на одну какую-то сторону этого феномена. Каждый исследователь работает в рамках определенной науки и через ее призму дает соответствующее определение культуры. Существует несколько подходов к определению понятия «культура»: 1) Этнографический, согласно которому в культуру входят различные нормы поведения людей, этноса, определенные типы укладов, определенные виды знания. Этнография в основном изучает культуру древних народов; 2) антропологический. Представители антропологического подхода считают, что в культуру входит все то, что создано человеком; 3) социологический подход основан на описании различных форм культурной жизни народов; 4) философский. Философия дает понимание культуры не в ее частных проявления, а как феномен общественной жизни в целом. С точки зрения философии является одновременно творцом и восприемником культуры. Культуру необходимо отличать от общества, поскольку она фиксирует лишь социальную сторону общества. Между тем общество является природно-социальным образованием.
Таким образом, можно зафиксировать три основные сферы проявления культуры: 1) отношение человека к окружающей природе; 2) отношение человека к другому человеку; 3) отношение человека к самому себе.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества