logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы и нормы. Специфика человека состоит прежде всего в его ценностном отношении к миру. При этом ценностью является и становится не всякое значимое явление, вещь или процесс, а их положительная значимость для человека, т.е. все то, что имеет своим истоком человека, приобретая личностный или общественный смысл.

Поскольку ценности неодинаковы по своей значимости, то аксиологи пытаются внести в них определенный порядок. Однако следует признать, что завершенной и полной систематизации ценностей до сих пор нет. Все попытки ее создания остаются благими пожеланиями. И дело здесь не столько в наличии множества аксиологических концепций, сколько в самом содержании проблемы типологизации и иерархизации ценностей.

Конкретных вариантов типологизации может быть сколь угодно много. Важны здесь сами исходные принципы. Во-первых, необходимо учитывать связь ценностей с человеком, без которой они лишаются своего смысла, Ценность есть исходное условие и место встречи человека с вечностью. В этом смысле она выступает в качестве своего рода ступеньки в бессмертие. Во-вторых, важна не сама по себе классификация, типологизация, а именно иерархия ценностей. В-третьих, важно не просто описать или вывести подобную иерархию из той или иной концепции, а установить внутреннюю тенденцию смены ценностных прерогатив и смыслов. Особенно это значимо в процессах переоценки ценностей на переломных этапах истории.

В современной аксиологии можно обнаружить наличие двух противоположных тенденций: 1) традиционное стремление к иерархизации ценностей и 2) позиция аксиологического анархизма, признание ценностного хаоса. Вторая тенденция выражена в основном представителями постмодернизма, выступающими с идеями децентрации ценностей и их деконструкцией.

Сама идея иерархии считается в современном массовом сознании чуть ли не анахронизмом. Однако иерархия ценностей, на наш взгляд, вполне реальна и имеет исторический характер. Достаточно жесткой и пирамидально прочной конструкцией иерархия ценностей была в традиционном обществе. Ее демократическое «развинчивание» началось с индустриального общества и по инерции продолжается в постиндустриальном или информационном обществе.

Под иерархией ценностей обычно понимают их расположение – от низших к высшим или от высших к низшим. Ценности низшие – более массовые, распространенные среди большого числа людей, а высшие – не имеют широкого хождения, их исповедует узкий круг людей. Хотя иерархия ценностей неустранима, но она имеет эволюционный характер, развивается в ходе развития культуры. Любая типология и иерархия ценностей являются выражением вполне определенного, истории чески достигнутого состояния общества. Поэтому ценности подразделяются на следующие исторические типы: сегодняшние, прошлые и будущие.

В диалектико-материалистической философии имеются классификации ценностей по различным основаниям. Так, В.П. Тугаринов, одним из первых начавший разрабатывать эту проблему в 60-е годы XX века, в качестве такого основания взял основные сферы человеческой деятельности: 1) материальная, 2) Социально-политическая и 3) духовно-культурная. Последняя подразделяется по формам общественного сознания: 1) ценности научного знания, 2) эстетические, моральные, религиозные и т.д. О.Г. Дробницкий предложил различать и систематизировать «мир ценностей» по способам связи с субъектами, ценностных отношений со свойствами субъектов, которые они функционально обслуживают. При этом ценности должны быть связаны с потребностями – витальными, духовными и т.д. Существуют и другие классификации ценностей по иным признакам, в частности, различают утилитарные ценности и ценности культуры, а также финальные (целевые) и инструментальные. При этом обычно отмечается, что ценности не имеют какого-то онтологического, автономного от людей бытия.

В современной отечественной аксиологии ценности классифицируются по различным основаниям. Во-первых, по содержанию различаются ценности, соответствующие представлениям о сферах общества (материальные, экономические, политические, социальные, духовные). Во-вторых, по форме бытия – предметные и идеальные (духовные). В-третьих, по субъекту – личностные и надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, сословные, общечеловеческие. В-четвертых, по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные (витальные, питание, жилище и т.д.) и духовные. В-пятых, по способам связи с субъектом.

Центральной аксиологической проблемой является определение смысла человеческой жизни. В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных направления нахождения смысла жизни: 1) за пределами самой жизни – в Боге, абсолюте, бытии, надличностных ценностях, в служении человечеству и т.д.; 2) в самой жизни – смысл в том, чтобы ее прожить; 3) задается самим человеком благодаря усилиям по реализации. Человек, по Сартру, формирует свою собственную сущность, свой собственный смысл.

Духовное составляет сферу высших ценностей человека, связанных со смыслом жизни и предназначением человека. Человеческая духовность включает в себя следующие основные начала: познавательную, нравственную, эстетическую, правовую и религиозную. Ценности занимают господствующее положение в сфере искусства и религии, морали и права, политики и культуры человека в целом. Они не переводимы на язык научных понятий и зачастую облекаются в художественно-образную, мифологическую или сакрально-религиозную форму.