logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

5. Русский космизм. Философия русского зарубежья

Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Интерес к идеям космизма в начале XX в. возник в Западной Европе, но наибольшее распространение они получили в России. Причина тому – некоторые особенности в развитии русской философии XIX в., стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием.

В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна – это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии «общего дела» Федорова центральной стала тема постоянного расширения под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Н. Федоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения. Замысел философии всеединства В. Соловьева заключался в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникает «богочеловечество». Возвышенное, одухотворенное человечество должно, по мнению В. Соловьева, превратиться в сотворца Бoга и выполнить грандиозную задачу перевоплощения универсума: создание мира, освобожденного от гибели, распада и уничтожения, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия.

Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е гг. XIX в. ее представлял физик Умов. Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры – не случайное явление в жизни Вселенной и предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу. Эти идеи углублены и развиты К.Э. Циолковским (1857 –1935). Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении современной космонавтики, были собственно техническим приложением к его «космической философии», рисующей космос заполненным различными формами жизни от примитивных до лучезарных бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа; он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И. Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной.

Судьба русской философии в XX в. оказалась во многом драматичной и даже трагичной, тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых находились философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, была выслана за границу. Многие философы, подобно отцу Павлу Флоренскому, погибли в тюремных застенках. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции.

Целостное представление о религиозно-идеалистической философии начала XX в. включает в себя и философию русского зарубежья. Русские философы, оказавшиеся за границей, продолжили свою творческую деятельность в изгнании и именно там создали наиболее глубокие произведения. Благодаря творчеству русских мыслителей-эмигрантов национально-своеобразные идеи русской философской мысли заняли определенное место в современном западном сознании.

Эмигрантской ветви русской философской культуры принадлежит заслуга в разработке целого комплекса проблем истории духовной жизни России. Здесь и осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры, и оценка своеобразия национальной психологии русского народа, и анализ специфики философской мысли России. При всем многообразии идей, подходов и жанров у различных философов русского зарубежья центральной и общей для всех темой философского творчества была тема судеб России. Несмотря на оторванность от своего Отечества, русские мыслители всеми средствами стремились сохранить духовную связь с Родиной.

Центральным в зарубежном философском творчестве стало понятие «русская идея», выдвинутое еще Ф.М. Достоевский и развитое с западнических позиций B.C. Соловьевым. Содержание этого многозначного понятия было всесторонне рассмотрено Н. Бердяевым. Оно включает особенности русского средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, и споры западников и славянофилов, проблему зарождения и развития русского социализма и многое другое.

Богатство содержания и форм русской философии обусловили ее непреходящее значение не только для России, но и для Запада. Западная философия ассимилировала многие идеи русских философов-идеалистов. В ней часто воспроизводились философские построения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова, Н.О. Лосского, философско-эстетические находки Д.С. Мережковского, В.В. Розанова и других мыслителей. В результате создалась парадоксальная ситуация, когда на Западе творчество этих мыслителей знали лучше, чем в России. И только в последнее время ситуация стала меняться. Русский читатель смог, наконец, ознакомиться с богатейшим наследием русской зарубежной философской мысли.