3. Арабо-исламская философия
В X-XV вв. на основе древнегреческой философии и философской мысли на Востоке возникает арабо-исламская философия, которая развивалась параллельно с ранней схоластикой. Ее основным смыслом была защита ислама и его догматов с помощью философии Аристотеля и неоплатонизма.
В арабо-исламской философии существовали два направления: 1) религиозная философия; 2) светская философия, преимущественно перипатетическая философия, «фальсафа». Обе они существовали внутри исламской культуры. Тем не менее «фальсафа» отличается от религиозной философии своим отношением к религии. Ее содержание определялось прежде всего светскими интересами философов, их связью с социально-политической жизнью, с задачами функционирования государства как светского учреждения. Деятельность философов обычно сочеталась с их серьезными естественнонаучными занятиями. Эта философия пыталась вывести мысли человека из-под власти религии и противопоставляла притязания последней на всевластие. Из греческой культуры бралось то, что было совместимо с религией ислама: естественнонаучные труды, поэтика, логика, выборочные положения из морального учения и метафизики.
Значительным явлением по своему содержанию был восточный перипатетизм. Первым арабским философом, «философом арабов», проложившим путь к аристотелизму, был аль-Кинди (800 - ок. 870 гг.). Он взял на себя смелость создать внерелигиозную философию, опираясь на учение Аристотеля. В своих работах он разрабатывал логические и гносеологические проблемы, комментируя произведения Аристотеля, постепенно переходя от чистого аристотелизма к неоплатонизму.
Аль-Кинди определял философию как «искусство» познания истинной природы вещей в меру человеческой способности. Понять истину, по его мнению, помогает изучение мысли предшественников. Он был верен кораническим догматам, включая догмат о сотворении мира, соглашаясь с теологическими представлениями о боге как единственной причине мира. Однако, находясь под влиянием Аристотеля, он признавал необходимость рассмотрения «вторичных» причин. Большое значение для развития арабо-исламской философии имела предложенная аль-Кинди схема трех ступеней познания. Первая ступень познания – логика и математика – ведет через вторую ступень – естественные науки – к третьей ступени – метафизическим проблемам. Отсюда следует, что тот, кто желает знать философию, должен предварительно ознакомиться со специальными науками.
Значительное влияние на христианскую схоластику оказало творчество великих аристотеликов арабо-исламской философии: на Востоке это был Авиценна, а на западе – Аверроэс. Главным философским трудом Авиценны (араб. Ибн-Сина, 980-1037 гг.) был трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», в котором с позиций восточного перипатетизма разбирался широкий круг вопросов по логике, физике, математике и метафизике. В учении Авиценны соединены элементы философии Аристотеля с религией ислама. Для его философии характерен рационализм с материалистической тенденцией, вытекающей из его естественнонаучной ориентации.
Философия Авиценны была теоцентрической. Мир рассматривался им как произведение божественного разума. Однако он сотворен не из «ничего», а из вечной материи. Как и у Аристотеля, его бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, творческим условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды и непосредственно богом, а возник постепенно. Центральное место в метафизике Авиценны занимает теория эманации. Согласно этой теории мир создан богом не непосредственно, а через ряд порождаемых им «умов». Бог не в силах создать что-либо без наличия возможности, источник которой – несотворимая и вечная материя. Если вечен бог, то вечен и мир, ибо причина и следствие всегда связаны.
Философия, по определению Авиценны, есть наука о бытии как таковом. Предмет ее не те или иные частные проявления бытия, а бытие в целом. Философию он делит на три части: 1) физика (учение о природе); 2) логика (учение о путях познания природы и человека); 3) метафизика (учение о познании бытия в целом). Развивая логическое учение Аристотеля, он пытался преодолеть схоластику средних веков. Излагая законы и формы логического мышления, он старался вывести их из особенностей самого бытия. Ибн-Сина пытался решить спор между номиналистами и реалистами, доказывая, что общие понятия существуют в единичных предметах, составляя их сущность.
Авиценна считал, что об универсалиях можно говорить трояким образом: 1) они существуют до единичных вещей в божественном разуме; 2) они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность; 3) они существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия.
Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126-1198 гг.) – арабский философ-перипатетик, развивавший концепцию со-вечности мира и Бога и отстаивавший права разума в познании. Отношение между философией и религией он рассматривал с позиций «двойственной истины», стремясь избавить философию и науку от церковной опеки. По его мнению, высшая и чистая правда, которую познает философ, в религии проявляется в чувственных образах, полезных для интеллекта простых, необразованных людей. Религиозные же представления в интерпретации философов простые люди понимают иначе.
Аверроэс отрицал бессмертие души, опираясь на идею Аристотеля о связи души с телом в каждом конкретном существе. Индивидуальная душа умирает вместе с телом. Он различал пассивный и активный разум. Первый связан с индивидуальным чувственно-предметным человеком, второй – имеет характер всеобщий, единый интеллект, который вечен. Только общий разум всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным. По своей сути он подобен божественному разуму. Это всеобщий активный интеллект земной сферы. Высшую нравственную ценность Аверроэс видит в учении, которое воспитывает человека так, чтобы он сам сотворил добро, а не в том, которое обусловливает поведение человека ожиданием вознаграждения и наказания на том свете. Философия Аверроэса была резко осуждена исламской ортодоксией.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества