logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Становление и сущность глобальных проблем современности

Глобальные проблемы современной эпохи – закономерное следствие всей социоприродной ситуации на нашей планете. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможностей их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Еще в пору своей ранней юности человечество впервые столкнулось с проблемами, которые в наше время переросли в глобальные и было вынуждено искать пути их решения. Правда, в древности, поскольку мощь человека была еще незначительна, такого рода проблемы носили не столько антропогенный , сколько естественно-природный характер. Ответ на эти вопросы можно дать лишь раскрыв сущность глобальных проблем современности и выяснив их специфические черты.

Появление глобальных проблем не является результатом какого-то просчета или чьей-то ошибки. Они кроются и корнями уходят в историю становления современной техногенной цивилизации, породившей кризис технологической ориентации культуры в целом. Итогом негативного воздействия человека на окружающую среду стали в первую очередь деградация окружающей среды и очень быстро обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека.

Возникновение глобальных проблем является одним из последствий процесса глобализации. Большинство исследователей считает, что процессы современной мировой глобализации представляют собой переход от сложившейся исторически общемировой практики существования человечества в условиях многообразия культур, государственных порядков, экономик и т.д. к исторически новому для человечества существованию в условиях формирования единой универсальной целостности – глобального человеческого общества. Важным признаком глобализации является появление нового типа субъектов мировой экономики и политики, к которым относятся межправительственные международные организации (ООН, ВТО, МВФ ЕС, НАТО ШОС АТЭС), транснациональные корпорации и банки, неправительственные организации (экологические, правозащитные), мировые информационные и коммуникационные сети (например, Интернет).

В осмыслении глобальных проблем современности можно выделить несколько этапов, обладающих своей спецификой. Писатели-антиутописты (О. Хаксли, Дж. Оруэлл, Е. Замятин) в 30-40-е гг. XX в. выразили в своих произведениях беспокойство по поводу грядущего будущего человечества. В 60-е годы XX появляется новое исследовательское направление – футурология. В ней была выдвинута идея создания «объективной философии будущего» (О. Флехтгейм).

Собственно о глобальных проблемах впервые заговорили в середине 60- годов XX в. Большую роль по при влечению общественного внимания к этой теме сыграл Римский клуб, созданный в 1968 г. по инициативе итальянского предпринимателя и общественного деятеля Аурелио Печчеи.

Термин «глобальные проблемы» стал употребляться в литературе сравнительно недавно, в конце 60-х годов ХХ века сначала в западных странах, а затем и у нас. Он получил широкое распространение благодаря деятельности Римского клуба, созданного в середине 60-х годов XX в. Его рождению предшествовало достаточно заметное проявление самих этих проблем как глобальных. К числу глобальных проблем стали относить такие проблемы как предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, экологическая, энергетическая и т.д. В XXI в. к ним добавились такие глобальные проблемы, как международный терроризм, наркомания и СПИД, ставших зловещим предупреждением человечеству, неконтролирующему эгоцентрические проявлению человеческой природы.

Понятие «глобальные проблемы» сегодня широко используется как в обыденном сознании, так и в науке. Однако в него вкладывается различное содержание, что свидетельствует о недостаточной его разработке. Важно отметить, что глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение человеческой цивилизации. В связи с этим глобальными проблемами принято называть такие проблемы, которые имеют общечеловеческий характер и затрагивают не только интересы всего человечества в целом, но и отдельных людей практически в любой точке планеты.

В качестве критериев выделения глобальных проблем можно выделить следующие положения: 1) повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом; 2) игнорирование данных проблем может привести к гибели все человечество; 3) разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона. Поэтому необходимо подчеркнуть общечеловеческое значение этих проблем в отличие от региональных и локальных. Данные проблемы, существовавшие прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в. Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Игнорирование глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

Существует реальная возможность уничтожения человечества, во-первых, в мировой термоядерной войне, во-вторых, во всемирной экологической катастрофе; в-третьих, вследствие духовно-нравственного кризиса человечества.

   

Философское понимание глобальных проблем является важным методологическим ориентиром для частных наук, которые дают определение общечеловеческих проблем в соответствии с целями и задачами своего исследования. Социально-философское исследование предполагает прежде всего выявление сущности глобальных проблем, установление их природы и генезиса. Философия рассматривает глобальные проблемы в единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной взаимосвязи и социальной обусловленности. В сферу ее интересов входит осмысление мировоззренческих, методологических и аксиологических аспектов экологии, демографии, нового мирового порядка, и т.д. В философии глобальных проблем осуществляется синтез философских и религиозных ценностей, вырабатываются новые мировоззренческие ориентиры, необходимые для жизни отдельного человека и человечества в целом.

В современной литературе выделяют три значения термина «глобальный»: 1) повсеместный, т.е. характерный для всей планеты, 2) масштабный, 3) общий, всеобщий. В истории человечества были локальные и региональные проблемы и лишь с середины ХХ столетия формируются глобальные проблемы. Все глобальные по своей сущности проблемы являются социально-природными. Ни одна из них не существует сама по себе, в отрыве друг от друга. Итак, глобальные проблемы представляют собой причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом, общечеловеческом уровнях социально-экономических, политико-идеологических, культурных биосоциальных и социоприродных противоречий и конфликтов последней трети ХХ века. Глобальность представляет собой «единый сплав пространственно-географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирно-исторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости»1.

Сегодня существуют различные точки зрения относительно времени возникновения глобальных проблем. Некоторые ученые утверждают, что глобальные проблемы возникли в глубокой древности, различаясь в различные эпохи. Так, в древнем мире гибли не только отдельные социальные организмы, но и цивилизации от природных стихийных бедствий (наводнения, пожары, землетрясения), но и в результате неразумной производственной деятельности людей. При этом мерой глобальности рассматривается не всеземной масштаб, а степень угрозы тому или иному общественному организму – племени, роду, нации, цивилизации. Другие связывают начало глобализации с великими географическими открытиями, когда изолированные ранее друг от друга народы и страны стали устанавливать между собой различные связи (экономические, политические, военные, культурные). Многие современные исследователи относят возникновение глобальных проблем к середине ХХ столетия. Действительно, возникновение проблемы войны и мира, связанной с сознанием средств массового уничтожения, затем проблемы окружающей среды и народонаселения вызвали к жизни и другие проблемы, приобретшие глобальный характер. Следует также отметить, что в силу сложности и противоречивости современных интеграционных процессов существуют неоднозначные оценки глобализации и ее значения и последствий.