logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Исторический процесс: его смысл и направленность

Люди всегда задумывались над смыслом собственной жизни, хотели понять, для чего они живут и каковы сущность и ценность их жизни. В то же время они стремились ответить на вопросы куда идет человечество, объяснить смысл исторического процесса и его направленность. Слово «исторический» обычно трактуется как «общественный, а исторический процесс рассматривается как процесс развития общества. Исторический процесс состоит из ряда слове, в которых специфическим образом переплетаются теснейшим образом и даже сливаются воедино материальный и духовный процессы. Весь исторический процесс как целое существует в определенном соотношении со своими частями, состоя из втянутой в него природы и субъекта. Он является, с одной стороны, результатом деятельности людей, а с другой – человек рассматривается как продукт истории.

Идеалисты в качестве основания исторического процесса берут духовное, сознание. Так, Гегель видел сущность и единство исторического процесса в движении мирового разума, По его мнению, общественный прогресс совершается только в духовной сфере и его ступени соответствуют степени осознания данной эпохой мирового разума.

В социальной философии марксизма исторический процесс рассматривается в качестве процесса развития и смены общественно-экономических формаций. К.Маркс писал: «Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественный процесс»1. В качестве основания исторического процесса здесь берется материальный, экономический фактор. Подчеркивая естественноисторический характер развития общества, К.Маркс не игнорировал деятельность субъектов истории, т.е. деятельность масс, творящих историю. История – это продукт деятельности самих людей, наделенных сознанием и поступающих сознательно. Нельзя говорить о самоцели истории, Последняя не имеет ни самоцели, ни цели, ибо представляет собой естественный, закономерный и объективный процесс. Цели имеют люди, творящие историю. Осмысление исторического процесса требует анализа всей истории, а не отдельных регионов или районов. Необходимо изучать мировую историю в целом. При осмыслении исторического процесса человек стремится понять не только внешний мир, но и самого себя в нем.

Не все исследователи согласны с тем, что история имеет смысл. Так. В.М. Хвостов считал, что попытки установить общий смысл человеческой истории являются несостоятельными. «Смысл исторического процесса, - писал он, – нам совершенно не ясен, и все попытки установить его окончились полной неудачей. Одна из самых видных попыток этого рода принадлежит Гегелю».

Мыслители всех времен и народов по-разному понимали смысл исторического процесса и его движущие силы. Те, кто базировался на идеалистическом понимании истории, исходили из детерминирующей роли духовных факторов. Представители материалистического понимания истории исходили из того, что исторический процесс есть саморазвивающееся историческое целое, в котором материальные общественные отношения и факторы играют детерминирующую роль.

Проблема смысла исторического процесса долгое время разрабатывалась преимущественно в русле идеалистических и религиозных направлений. Здесь представления о смысле истории связаны с провиденциализмом, эсхатологией и поисками сверхъестественных сил. Идеализм ищет смысл исторического процесса и его направленность не в самой истории, а за ее пределами. Его представители ищут некие таинственные силы, недоступные человеческому разуму, но детерминирующие развитие всего общества. Смысл истории в их трудах приобретает мистическую окраску, поскольку утверждается, что его невозможно раскрыть с помощью рациональных средств познания.

Пессимистическая интерпретация смысла истории представляет людей как пассивных созерцателей общественного развития. При этом отрицается не только смысл истории, но и всякий детерминизм, всякие закономерности общественного развития. История рассматривается как осмысление бессмыслицы и как иррациональный поток событий. Например, Бердяев заявлял, что смысл истории неразрывно связан с эсхатологией, «которая есть учение о конце истории, об исходе, о разрешении мировой истории, для осознания свершения, движения, имеющего смысл и завершение»1. Другой русский философ Г.И. Комиссаров писал, что «смысл всего существующего должен был состоять в единении всего с богом, в том, чтобы бог-слово воплотился в человечестве, а через человечество и во всем мире, а человечество и через него и материальный мир соединился и приобщился к богу, и в нем нашел смысл своего бытия»2.

Представители философско-исторических концепций, базировавшиеся на идеалистическом понимании истории, не могли раскрыть объективную логику развития человеческого общества, его имманентное содержание. Пытаясь проникнуть вглубь общественных явлений, проследить этапы развития всемирной истории, их авторы искали движущие силы не внутри самой истории, а за ее пределами. Гегель, первым пытавшийся показать развитие, внутреннюю связь истории, мистифицировал сам ход исторического движения.

Марксизм дал материалистическое объяснение исторического процесса, доказав, что в истории нет ничего таинственного и загадочного, что источники развития общества находятся внутри него самого.

Категория «смысл истории» связана с изучением объективного, имманентного содержания исторического процесса, направленности его развития, гуманизации общественных отношений, с историческим познанием и историческим сознанием. Категория смысла истории исследует единство субъективного и объективного в историческом процессе, прошлого и настоящего. Но она рассматривает их под углом зрения направленности развития человеческого общества, осмысления логики этого развития и раскрытия сущности целеполагающей деятельности человека. Понятие «смысл истории» характеризует деятельность людей, наделенных сознанием. Без изучения жизнедеятельности субъектов истории, их помыслов, чаяний нельзя использовать эту категорию. Наряду с деятельностью она рассматривает общественные условия исторического процесса, его закономерности, направленность развития, внутреннюю логику.