1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
Важной составной частью современной философии является аксиология, ближе всего подходящая к практической жизни людей и имеющая выход в повседневную жизненную практику. «Практические аспекты» философии в лице аксиологии получают особую актуальность в условиях становления потребительского общества.
Слово «ценность» и было известно еще древним грекам, но категориальный статус оно приобрело лишь во второй половине Х1Х в. Г. Лотце, который ввел его в философский лексикон, охарактеризовал ценности как значимость чего-либо в отличие от существования. Термин «аксиология» (от греч. axios – ценный, logos – понятие, учение) вошел в оборот в нач. XX в. благодаря П. Лапи и Э. Гартману. Философы Баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), развивая эту тенденцию, используют понятия «долженствование» и «ценность». Весь реальный мир подразделяется ими на действительность и ценности.
Аксиология (от греч. axios – ценности, logos – понятие, учение), предметом изучения которой являются ценности. Основы аксиологии были заложены в древнегреческой философии. Так, Сократ пытался в общем виде сформулировать основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?», т.е. ценное, значимое для человек, отличное от истины. В качестве высшего блага он в духе своего времени выделял знание. В средние века высшим благом считалось почитание Бога как абсолютного начала, отрыв от которого рассматривался как грех, грехопадение. В эпоху Возрождения в качестве высшей ценности рассматривался живой и деятельный человек, который ищет счастья не в небесах, а на Земле. Человек рассматривался гуманистами как высшая ценность и цель истории.
В Новое время благом для человека считалось прежде всего обладание научным знанием. Начали выделять субъекта-человека как существо мыслящее и деятельностное, обладающее духовностью. В классическом марксизме подчеркивались социально-политические ценности: свобода, равенство и справедливость, всеобщий труд. Ф. Ницше, стоявший у истоков неклассической философии, в своем учении о «сверхчеловеке» призывал к переоценке ценностей и идеалов, поставил вопрос об иерархии ценностей. В русской философии особое внимание уделялось духовной ценности, что связано с активным влиянием морали православной церкви.
В современной философии ценности – это специфическое явление материального и духовного характера, обладающие положительной значимостью для человека, социальной группы, сословия, класса и общества в целом. Сегодня ценности выступают объектом изучения многих дисциплин. Под своим углом зрения ценности рассматриваются антропологией, психологией, культурологией, педагогикой, религиоведением и т.д. Изучают ценности и различные философские дисциплины – этика, эстетика, логика, социальная философия и др. Среди них аксиология имеет свой предмет философского рассмотрения ценностей, представляя собой философское ядро общей теории ценностей жизни и культуры. По отношению к другим философским дисциплинам, изучающим ценности, аксиология выступает как метадисциплина. Она создает общий категориально-понятийный аппарат для осмысления ценностей и оценок.
Что же такое ценность?
Существует множество подходов к определению специфики и содержания ценностей, которые располагаются между двумя крайностями: 1) субъективно-релятивистские концепции и 2) объективно-абсолютистские концепции. Представители первой – выводят ценности из биопсихической природы человека, считая источником ценностей индивидуальные желания, потребности и интересы. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства, желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров опыта» (Паркер). Здесь высшей ценностью представляется «объект всеохватывающей и гармоничной системы интересов» (позитивизм, неореализм, прагматизм). Близка к этой концепции и аксиологическая теория атеистического экзистенциализма А. Камю, Ж.-П. Сартра, по мнению которых основой ценности является акт индивидуального выбора свободной личности. С этой точки зрения все ценности относительны, субъективны.
Представители второй группы объективистских аксиологических концепций делают навстречу своему оппоненту – субъективизму более решительные и содержательные шаги. Ценности, с их точки зрения, объективны и абсолютны Они представляют собой идеальные сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и времени и фактически противостоят реальному бытию. Эти априорные и трансцендентальные ценности не зависят от человека, его сознания и опыта. Они представляют для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования (Г. Риккерт, М. Шелер, Н. Гартман).
В объективно-натуралистической концепции ценность есть основное свойство предмета, заложенная в его собственной природе и неотделимая от него. В ней ценности представлены как выражение естественных потребностей человека или законов природы. Любой предмет является благом в силу присущих ему естественных (физических, химических, биологических и др.) свойств, поскольку он удовлетворяет потребности человека и значим для него. В обыденном сознании натуралистическая установка проявляет себя в признании особого рода ценностей – естественных благ. Опираясь на него, английский философ Дж. Локк еще в XVIII в. назвал способность вещи удовлетворять потребность человека «естественной ценностью». В качестве таковой выступают плодородная почва, минералы, растения и животные, полезные для человека. Натуралистическое истолкование ценностей ярко проявляет себя в эстетике, когда природа красоты видится в объективных свойствах самого предмета.
Представители неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), гуссерлианской феноменологии (М. Шелер, Н. Гартман), неотомисты (Маритен, Жильсон) и интуитивисты (Н.О. Лосский) рассматривают ценности как потустороннюю сущность вне пространства и времени.
Представители субъективно-идеалистических теорий, представленных логическим позитивизмом, эмотивизмом и др., видят в ценности проявление психологического настроя, субъективного отношения человека в оцениваемым им объектам. Для них ценности (идея, воля) выступают в качестве движущей силы по отношении. К действительности.
Создатели различных философских концепций вырабатывают понятие ценности, опираясь на какой-либо один аспект взаимосвязи субъекта (человека) с объективным миром. Попытка преодоления крайностей субъективизма и абсолютизма в аксиологии содержится в общеаксиологической теории Н.О. Лосского. Он исходит из признания бытия Бога как основополагающего тезиса. Именно бытие Бога и есть, по его мнению, основополагающая ценность, которая служит основой для всех остальных ценностей и оценок.
Принимая во внимание разное истолкование связи субъективного и объективного, выделим в качестве основных следующие аксиологические концепции: 1) объективно-натуралистическая и объективно-трансцендентальная; 2) субъективно-психологическая; 3) диалектико-материалистическая; 4) онтологическая идеал-реалистическая.
Характерной чертой нашего времени является повышенный интерес к ценностной составляющей человеческой жизни. В значительной степени это обусловлено глубоким кризисом фундаментальных ценностей техногенной цивилизации. Дело в том, что лавинообразное нарастание глобальных проблем ставит под вопрос существование человеческого общества и его культуры. Именно ценности являются важнейшим системообразующим фактором культуры и по их содержанию можно судить об обществе в целом.
Как известно, в основе человеческого общества лежит активность и деятельность человека, а их катализатором являются ценности. В зависимости от того, как мы понимаем ценности, так мы и поступаем в нашей жизни. Ценности отражают реальную связь объекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Ценности надындивидуальны. Они могут осознаваться или не осознаваться или осознаваться неадекватно. Любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки.
Природа аксиологически нейтральна. Как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Динамику ценностей мы можем увидеть лишь в сопоставлении норм, характерных для различных цивилизаций. Если для Египта был характерен культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся человеческая жизнь, то для античной Греции высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества