logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.

Широко распространенным течением западной философии 2-ой пол. XIX - XX вв. является позитивизм (от лат. positivus – положитенльный проверить). В истории западноевропейской мысли выделяют четыре его основные формы: 1) позитивизм О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Ст. Милля; 2) эмпириокритицизм, или махизм, Э. Маха и Р. Авенариуса; 3) неопозитивизм, включающий «логический атомизм». «логический эмпиризм», «аналитическую философию и др.; 4) постпозитивизм. Каждая из этих форм тимела свои исторические особенности и оказывала определенное влияние на культуру западноевропейского общества.

Основателем позитивизма был О. Конт (1798-2857), выступивший с идеей о неспособности «метафизики», т.е. традиционной философии, основанной на умозрительном построении знания, ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на его учении о трех стадиях в развитии познания: 1) теологическая, характеризующаяся господством религии; 2) метафизическая, для которой характерна абсолютизация философии; 3) позитивная, отличающаяся от этих двух стадий господством позитивного, т.е. положительного, научного знания.

По мнению Конта, философии не имеет своего предмета и ее задача ограничивается обобщением результатов специальных наук. Он выступал также против постановки и решения основного вопроса философии, считая, что наука сама себе философия.

В конце XIX в. возникла вторая форма позитивизма, связанная с кризисом в физике. Открытие электрона, явлений радиоактивности и др. привели к крушению старых представлений о материи и отказу некоторых ученых от признания объективного существования мира. Возникший на этой основе махизм в значительной мере реанимировал субъективный идеализм Беркли.

Основным принципом научного познания Э. Мах провозгласил принцип «экономии мышления», суть которого состоит в том, чтобы освободить знание от «метафизических» допущений, к которым относится прежде всего признание объективной реальности. Понятия «движение», «пространство», «время», «причинность», «необходимость рассматриваются махистами как продукты мышления, не имеющие никакого смысла помимо человека и, следовательно, объективного содержания. Мыслить «экономно», с «наименьшей тратой сил», по Маху, значит не объяснять, а описывать явления.

Претендуя на создание философии науки, свободной от односторонности материализма и идеализма, Мах вводит понятие «нейтральные элементы», которые не являются ни физическими, ни психологическими – они нейтральны. Мир представлялся махистом в виде комплекса ощущений.

Неопозитивизм сформировался в 20-е годы XX в. в Европе, а в 40-50-е годы это течение получило широкое распространение в США. Его представителями являются М. Шлик, Р. Карнап, А. Тарский и др. На формирование неопозитивистских идей значительное влияние оказали Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Рассел, применив метод анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, пришел к выводу, что он может быть применен к любой области знания, включая философию.

Логика была провозглашена неопозитивистами сущностью философии. Они поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки из его элементарных составных частей – простых («атомарных») и сложных, состоящих из простых суждений, назвав свою теорию логическим атомизмом. Атомарные предложения они рассматривали как точное изображение простых единиц бытия – «атомарных» фактов, совокупность которых составляет весь мир. «Выдвинутую мной философию, писал Рассел, – можно назвать логическим атомизмом».

Логические позитивисты выдвинули принцип верификации, согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с фактами чувственного опыта. Общие положения философии и науки оказываются бессмысленными, если они не верифицируемы. Научная теория не может согласовываться со всеми фактами, она должна исключать отдельные факты, не согласующиеся с ней. Чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна.

Представители аналитической философии считали, что большинство философских проблем носят логико-лингвистический характер. Предметом анализа выступают языковые средства науки, обыденного языка и языка философии. По их мнению, философский род деятельности преследует две цели: устранить из науки все псевдопроблемы и обеспечить при помощи аппарата математики логическое построение моделей осмысленного рассуждения. Эти философы считали, что, пользуясь методом «анализа», можно унифицировать язык науки и тем самым синтезировать науки.

Кризис неопозитивизма способствовал появлению постпозитивизма, под которым понимают ряд новых концепций. К его представителям относят К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Центральное место здесь принадлежит критическому рационализму, основателем которого является Поппер. Его основные работы6 «Логика и рост научного знания», «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги». Поппер разработал учение о трех мирах: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, психический мир состояний индивидуального сознания; в-0третьих, мир объективного содержания мышления который включает теоретические системы, проблемы и проблемные ситуации, гипотеза, доказательства, а также поэтические идеи и художественные произведения.

По мнению Поппера, лишь те теории являются научными, которые могут быть опровергнуты. В отличие от науки философия не может быть фальсифицирована, так как она не имеет научного характера. Таким образом он проводит демаркационную линию между философией и наукой. Философия, по Попперу, выступает как осмысление роста научных знаний. В отличие от прежних позитивистов он признает значимость для науки метафизических, а также априорных положений. Правда, он считал, что каждый человек философ и подлинный методом философии является естественнонаучный метод.

Другим крупным представителем постпозитивизма был Кун, написавший книгу «Структура научных революций». В ней изложена новая концепция философии науки, в частности, утверждается, что история науки – это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой он понимал прежде всего модели теоретического мышления, приверженность различным понятиям, законам и т.д. Кроме того парадигма – это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научные традиции. Господство парадигмы – это период нормальной науки», который заканчивается взрывом парадигмы изнутри. Расшатывание парадигмы начинается с появлением новых проблем, а кризис не решаемых проблем приводит к революциям. ходе истории на смену одной парадигме приходит друга парадигма.

Фейерабенд разработал концепцию методологического анархизма.

Прагматизм является одним из влиятельнейших философских направлений XX в., в котором соединились субъективный идеализм и утилитаризм. Он возник в последние десятилетия XIX в. в США, став своего рода национальной философией. В нем проявились специфические черты обыденного сознания американского буржуазного образа жизни. Создатели прагматизма Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джемс (1842-1910) впервые поставили и решили вопрос о смене оснований философствования с умозрительных на практические. Они стремились показать, что философия должна не размышлять о первых началах бытия и познания, а быть методом решения реальных практических проблем, которые встают перед людьми в конкретных жизненных ситуациях.

Философия, в понимании прагматизма, должна помогать человеку двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям. Здесь дух рационализма заменен духом пользы и выгоды и философия выступает как философия действия.

Познание рассматривается прагматистами как попытка решить определенную задачу в конкретной ситуации. Считается, что человек сам создает себе объект познания. Так, Джемс утверждал, что единственная известная нам реальность в значительной мере создана нашим познанием. Вопрос об отношении мышления к бытию решается субъективистски – бытие растворяется в познании. Поскольку считается, что в реальности все происходит случайно, постольку невозможно какое-либо устойчивое теоретическое постижение мира.

«Гносеологического субъекта» прагматизм сменил «субъектом заинтересованным», безразличным к истине как таковой. Для этого субъекта сознание существует лишь как средство решения познавательных задач. Главным становится удовлетворение потребности в успешном действии. Раньше субъект только ощущал и мыслил, а теперь деятельность познающего субъекта стимулируется в целенаправленном действии. Для такого субъекта познание и истина перестали быть абсолютными и превратились в средство. Поэтому для того, чтобы преуспеть, надо не столько знать, сколько уметь.

Прагматизм конституирует три основные идеи, которые должны быть использованы человеком наилучшим образом. Во-первых, познание – это прагматическая вера, во-вторых, истинность есть неспекулятивный опыт, дающий желательный результат, в-третьих, философская рациональность есть практическая целесообразность.. Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию. Так, Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Подобно махистам, он подменяет объективность истины общезначимостью. Критерием истины объявляется польза или удобство. Идеи и теории трактуются в прагматизме как «инструменты», которые служат орудиями для успешного разрешения напряженных ситуаций. Стремление прагматистов к быстрому и дешевому успеху приводило к пренебрежению в отношении к серьезной науке и терпимости к шарлатанской выдумке.

Прагматизм как философское направление наложил значительный отпечаток на американскую действительность. Эта подлинно американская система философии стала в известной степени доминирующей системой воспитания ряда поколений американцев. Обучение студентов и школьников было переключено с широкого общего образования на узкопрофессиональное, целиком посвященное задаче обеспечения заработка.