logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

5. Антропологический материализм Фейербаха

Последним видным представителем немецкой классической философии был Л. Фейербах (1804-1872). Считая, что предметом философии должен быть реальный человек, он создал новый вид философии – антропологический материализм. Основные положения своего учения Фейербах изложил в «Сущности христианства», «Предварительных тезисах к реформе философии», «Основных положениях философии будущего».

Вместо христианской религии и философии гегелевского типа Фейербах предлагал «новую философию», философию человека. Эта «философия будущего» должна, по его мнению, заменить религию, сохранив в то же время ее мировоззренческую эффективность, близость к «сердцу» человека, его эмоциям и глубинным личностным структурам.

Фейербаховские представления о человеке были получены путем критического переистолкования христианских идей, т.е. мыслитель отдал и приписал человеку те идеи, «предикаты» которых религия приписывала Богу. По Фейербаху, Бог – это отчужденная и объективированная сущность человека. Человек же рассматривается им в качестве части природы, вне которой ничего нет.

Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека в качестве высшего результата ее эволюции. Природа вечна, бесконечна, пребывает в пространстве и во времени. Все живое возникает из неживого, жизнь есть высшее проявление природы, выступающей основой всей человеческой жизнедеятельности.

Фейербах считал, что нельзя двигать философию вперед, не изучив, не поняв, не одолев того, что дал Гегель. Он ясно понимал, что «истина – дочь века», что философские системы так же изживают свой век, как и люди. Поэтому нужно идти от философии Гегеля вперед к материализму, к антропологическому материализму. Этот переход связан с критикой религии и прежней философии. Поэтому «Сущность христианства» является в равной мере критикой религии и идеалистической философии.

Философия Фейербаха глубоко антропоцентрична, в центре нее находится человек. «Новая философия, – писал он, – превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии»1. При этом человек для мыслителя не только основной предмет и конечная цель философии, но и прообраз и мерило всего сущего.

Рассматривая человека, Фейербах подчеркивал его тесную природу, его естественность. При этом человек понимался не как чисто физическое, а как психофизическое, чувствующее существо. Поскольку человек является высшим творением природы, постольку он должен стоять в центре построения философской системы. Его философия есть материализм сенсуалистический.

Фейербаховский антропологизм неразрывно связан с естествознанием, однако здесь отсутствует диалектический переход от естественных явлений к социальным и пропадает качественная граница между природой и обществом. Антропологический материализм неизбежно переходит в исторический идеализм, поскольку он не доходит до понимания материального базиса общественной жизни. Поэтому формы общественного сознания выводятся из психофизиологической природы человека.

Свое этическое учение Фейербах разработал на основе абстрактно-антропологического гуманизма. В качестве базиса идеалистически понимаемой им истории он берет чувственную природу человека. Его этика восходит к принципу разумного эгоизма. Эгоизм как этическая категория – это чувство любви к себе, естественно перерастающее в любовь к другим людям, ибо люди жаждут «товарищеского счастья». Фейербах провозглашает, что «мы должны любить человека ради человека», а сама любовь сводится им к половым отношениям. Его этика скроена для всех времен и народов, а потому неприменима нигде и никогда.

Основой отношений между людьми, по Фейербаху, является религия (religio – лат. означает связывать, соединять), которая рассматривается как универсальная форма отношений между людьми. Отсюда человеческая история – это замена одной религии другой.

Рассматривая проблему человеческого счастья, Фейербах ограничивает ее понимание лишь индивидуальными чувствами в их абстрактном истолковании. Все отношения людей, основанные на их взаимной склонности (половая любовь, дружба, сострадание, и т.д.), освещаются словом религия. В этике любви он видит выход из отчужденного состояния человечества. Человек должен жить полнокровной жизнью, которая проходит в созерцании природы и в сердечном общении Я и Ты.

Фейербаха стремился создать философию как миропонимание, как познание эмпирического бытия и жизни, становясь на позиции материализма. Он пытался с материалистических позиций переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. Бог трактуется им как образ, отражающий в сознании людей их собственную человеческую сущность. Источник религии он видит в страхе и бессилии человека перед природой, что порождает в его сознании фантастические религиозные образы. Негативно относясь к роли религии в обществе, немецкий философ утверждал, что верования человека должны находиться внутри него, а не во вне. Отрицая официальную религию, он отстаивал необходимость создания новой религии, основанной на сердечной связи между людьми, которая заменит старые религии.

Этика Фейербаха освобождает мораль от уз религии. Он отстаивает естественную нравственность, направленную к земному счастью человека, а не потустороннему небесному блаженству, к чему призывает религия. При этом его мораль не знает собственного счастья без счастья чужого, признает «только товарищеское, общее счастье».