2. Понятие человеческого общества
Научное понимание общества обычно связывают с возникновением социологии, которая долгое время развивалась в рамках философии. В XIX в. сначала социалисты, а затем социологи стали изучать общество в качестве особой реальности. Оперируя понятием «общество», исследователи открывали особый аспект реальности – общественное, социальное бытие, не совпадающее с природным бытием и не сводимое к конкретным видам бытия человека и его природного мира. Рассмотрение общества как целостного организма, обладающего собственным бытием, раздвинуло традиционные границы его понимания и утвердило его в качестве понятия, отражающего общественную жизнь. Это понимание общества сформировалось во второй половине XIX в. в работах О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и других философов и социологов.
В это время сформировалось два подхода к пониманию общества: номиналистическое и реалистическое. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отельные люди, а общество – это слово для обозначения совокупности людей. Реалисты же утверждали, что общество обладает собственным бытием и включает в свое содержание отдельных людей в качестве определенных компонентов.
Для того чтобы избежать обеих крайностей, необходимо рассмотреть процесс познания общества как движение от единичного к особенному и общему. Каким же образом происходило постижение общества и выделение его структурообразующих компонентов?
Первоначальное понимание общества, выработанное в обыденном сознании и затем перенесенное в философию и наук, гласило: общество есть совокупность людей. Действительно, без людей не может быть общества, поскольку именно люди образуют ядро общества. Вместе с тем это определение не указывает на связи и отношения, которые соединяют людей и тесно соединенные с ними другие общественные компоненты, входящие в единую целостную систему.
Делая акцент на связях и отношениях при определении общества, Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»1. Уточняя данное понимание, он писал: «Общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях»1. Однако и такое понимание оказывается неполным и абстрактным, если его рассматривать с точки зрения восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении.
Какова бы ни была форма общества, оно выступает не только как продукт взаимодействия людей между собой, но и как продукт взаимодействия людей с природой в ходе их трудовой деятельности. «Природа, – писал К. Маркс, – не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов, и т.д. Все это – продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это – созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания»2. Это означает, что в содержание общества входят и вещественные компоненты неорганической природы. О необходимости включения средств производства в содержание общества писал Ф. Энгельс К. Каутскому: «Говоря о средствах производства, ты тем самым говоришь об обществе, и о том именно обществе, которое определяется этими средствами производства. Средства производства точно так не существуют в себе, вне общества и без влияния на него, как не существует и капитал в себе»3. Таким образом, основными субстратными компонентами общества являются люди и материальные условия их существования, к которым относятся прежде всего средства производства.
Об обществе как сверхприродной реальности писал П. Сорокин? К. Поппер признавал существование надындивидуальных «структур или моделей социальной среды» которые складываются независимо от желаний и стремлений действующих индивидов. Дж. Хоманс пишет о существовании таких надиндивидуальных структур, как нормы совместной деятельности, роли и институты.
Специфика человеческого общества, как отмечают многие исследователи, проявляется в его признаках. И, действительно, обществу присущи признаки, которые не могут быть сведены ни к признакам его отдельных компонентов, ни к их суме. Они свойственны обществу как целому, как глобальному общественному организму. В каждую историческую эпоху эти признаки могут соединяться с особенными, свойственными каждой данной эпохе характеристиками общества. Если исчезнут инвариантные признаки общества, то это будет означать исчезновение самого общества.
Важнейшими среди них являются, во-первых, производственная трудовая деятельность людей, благодаря которой создается феномен общественной жизни, отличающийся от природных систем. Во-вторых, в обществе действуют люди, одаренные сознанием, в то время как в природе воздействуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы. Наличие сознательного, духовного компонента в общественной системе предполагает свободу как отдельных людей, так и общественного целого. В-третьих, своеобразие человеческого общества выражается через категорию субъекта. Если в обществе на передний план выступают отношения между людьми, то в природе – отношения между вещами и их физическими свойствами, а также отношения в животном мире. При этом сущность субъекта выражается в виде совокупности определенных материальных производственных отношений. В-четвертых, обществу как системе присущи такие качества, как саморазвитие, самоорганизация и самоуправление. Благодаря им оно ведет себя определенным образом по отношению к окружающей природе, «поглощая» из нее вещество, энергию и информацию и специфическим образом трансформируя их в собственных интересах. Эти системные характеристики выражают специфику общественного образования как глобальной целостности.
Выделенные характеристики дают возможность образовать понятие общества, позволяют говорить о качественно новом образовании по сравнению с природой, включающем в себя природные и социальные, материальные и духовные признаки. Человеческое общество – это высшая ступень развития материального мира, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, способом существования которого является производство социальных и природных условий жизни человека.
Рассмотрение общества как определенной области бытия наряду с природой, как части материального мира позволяет решать как мировоззренческие, так и методологические проблемы социального и естественнонаучного познания. Прежде всего оно помогает раскрыть его взаимоотношения с другими системами окружающего мира, а также выявить основания внутреннего единства входящих в него компонентов.
Рассмотрим основные теоретические модели общества основывающиеся на различном понимании природы человеческого общества. Их можно подразделить на договорную, натуралистическую, историко-материалистическую модели общества, каждая из которых имеет свои варианты.
Договорная теория общества, сложившаяся на базе механистического мировоззрения, получила широкое распространение в XVII-XVIII вв. Представители этой теории (Гоббс, Локк, Руссо) утверждали, что первые люди находились в естественном состоянии, для выхода из которого они заключили между собой общественный договор и создали государство. Они считали общество искусственным образованием, возникшим благодаря сознательной воле людей, объединившихся ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Согласно этому атомистическому взгляду общество представляет собой сумму индивидов, связанных договором или конгломератом индивидов, связанных условными связями. Основание общества объяснялось соглашением людей между собой, общественным договором.
Для этой теории были характерны следующие признаки: натурализм в понимании человека и его общественной жизни, идеализм, механицизм, абсолютизация личностного начала и роли разума в общественной жизни. В ней на передний план вышла государственная составляющая общественной жизни. В то же время договорная теория общества имела свое историческое оправдание как первая теоретическая модель, расчищающая путь для научного постижения общества. Она способствовала замене воли Проведения и силы традиции, внося в понятие общества сознательное, разумное начало.
Натуралистическая модель общества имеет ряд вариантов (географическая, органическая, демографическая, психологическая), среди которых органическая занимает особое место и играет огромную роль в развитии философии и социальной науки. Органические представления являются продуктом XIX в. Широкое распространение получила та форма органицизма, которая была представлена позитивизмом. Здесь общество рассматривалось по аналогии с организмом. У истоков этой модели общества стоял О. Конт, но в наиболее полном и законченном виде она выразилась в трудах Г. Спенсера, Шеффле и Лилиенфельда. По мнению Спенсера, общество как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, развивается, умирает. Но наряду со сходством имеются и различия: в организме целое – цель, части – средство, а общество – только средство для людских целей.
Общество, по мнению представителей этой теории, является естественно возникшим образованием, появившимся помимо воли человека. Поскольку общество представлялось по аналогии с организмом, то его сущность выяснялась, исходя из строения и функций организма. Так, исследователи сравнивали мозг с правительством, кровеносные сосуды с путями сообщения, кровяные шарики с деньгами и т.д.
Заслуга органической теории состояла в том, что с точки зрения исторического момента она находит оправдание. Оно состоит в том, что в противоположность механистической договорной теории в ней учитываются внутренние силы общества, способные оказывать противодействие производимым экспериментам, а также преемственность и развитие. Понимание органической связи, статики и динамики предупреждает ошибки социальной политики, направленной на искусственное подавление назревших процессов и искусственно вызывающих еще неподготовленные новые явления.
В середине XIX в. сформировалось материалистическое понимание общества и его истории, создателями которого были К. Маркс и Ф. Энгельс. Тем самым они вышли за рамки социологического натурализма, рассматривая общественную жизнь как единство природных процессов и человеческой деятельности. Марксистское познание общества начинается не с абстрактной деятельности или отношений, а с их реальных носителей, индивидов, находящихся в определенных природных условиях. Главным принципом являлось положение, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание. Считалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. В основе общественной связи людей лежит, по Марксу, система материальных производственных отношений. Суть материалистического понимания общества составляет положение о способе производства, который складывается объективно. Идеалом и целью истории марксисты провозглашали коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация тружеников.
Модель Маркса ориентирована на выявление крупномасштабных блоков общественного организма: общественное бытие и общественное сознание, материальное производство, система социальных отношений, политическая и идеологическая надстройки. Выделение этих глубинных структур общества дает возможность понять его социальную природу, соотношение в обществе материального и духовного, выявить основные линии социальной детерминации. Значительный вклад в понимание общества К. Маркс внес благодаря тому, что обратил внимание на экономическую составляющую общественной жизни людей. Он показал, что общество как специфическое образование отличается от природы по следующим моментам: 1) по способу существования (производство материальное и духовное), 2) по содержанию (люди и созданный ими предметный мир), 3) по наличию в обществе духовных компонентов; 4) по социальным закономерностям. Вместе с тем в силу ряда причин Маркс не смог представить целостную теоретическую модель человеческого общества. В его работах чувствуются остатки механистического и органистического подходов к обществу.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества