logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга

Вторым представителем немецкой классической философии был И.Г. Фихте (1762-1814). Он создал субъективно-идеалистическую философскую систему, в основу которой положил принцип свободы и достоинства человека. К основным трудам немецкого мыслителя относятся: «О понятии наукоучения», «Основы естественного права согласно принципам наукоучения», «Система учений о нравственности...», «О достоинстве человека», «Наукоучение в его общих чертах».

В философской системе Фихте можно выделить две части: теоретическую философию и практическую философию. В первой части своей философии он исходит из того, что философия – это наука, которая должна стать логически связанной и обоснованной системой утверждений, исходящих из некоторых бесспорных оснований. Он надеялся обрести в философии основополагающую науку, науку о науках, или наукоучение. Немецкий философ считал, что «наукоучение исчерпывает все человеческое знание в основных его чертах».

Фихте провозглашает себя сторонником субъективистского и активистского идеализма. Если у Беркли субъект пассивен, то у Фихте провозглашается неисчерпаемая активность субъекта. Мыслитель конструирует «Я» как абсолютное и всеобщее, отличающееся от «я» эмпирических и выступающее началом его философии. Бытие «Я» состоит не в существовании в природе и культуре, а в полагании своей самости. Из активно действующего «Я», свободного, наделенного сознанием «Я», развертывается весь мир, т.е. природа и человеческая культура. Систему саморазвертывания «Я» Фихте пытался строить посредством трех основополагающих суждений или основоположений:

1) Всеобщее «Я» утверждает себя само; 2) «Я» противополагает себя «не-Я»; 3) Сознание полагает и объединяет в себе «Я» и «не-Я». Из этих основоположений философ выводит законы логики и категории философии. Субстанциальный сверхсубъект «Я» порождает все субъекты и объекты, т.е. из «Я» выводятся все эмпирические «не-Я».

Фихте внес значительный вклад в разработку диалектического способа мышления. Свой метод он назвал антитетическим, а не диалектическим, поскольку у него антитезис не выводится из тезиса, как позже это имеет место у Гегеля, а ставится рядом с тезисом как его противоположность. Источником развития, по Фихте, выступает противоречие. Так, «Я» взаимодействует с «не-Я», в ходе чего возникает противоречие между деятельностью и выполняемой ею задачей. Разрешение этого противоречия ведет к возникновению нового и так далее.

Философские взгляды Фихте эволюционировали от субъективного идеализма к объективному идеализму. «Я» как абсолют постепенно сливается у него с мировым духом, который он назвал «духовной субстанцией». Фихте писал: «Первоначально есть только одна субстанция – Я. В этой единой субстанции полагаются все возможные реальности».

В практической философии Фихте развивает учение о человеке, нравственности, праве, государстве и воспитании, где центральным является понятие свободы. По мнению мыслителя, человек является организованным продуктом природы, которая вложила в него импульсы своей силы. В их системе есть низшие и высшие страсти, необходимость и свобода. Человек во всей своей полноте есть не только объект, но и субъект, можно даже говорить об их тождестве. В связи с этим объективная необходимость, осознанная человеком как самодетерминация, превращается в субъективную свободу.

Главной проблемой этики Фихте считал противоречие между необходимостью и свободой. Вопрос о свободе он рассматривает исторически, полагая, что существуют различные степени свободы, которые обусловлены особенностями исторических эпох.

Государство и право являются, по Фихте, предварительной стадией нравственного существования человечества. С достижением полного господства нравственного закона они становятся излишними и упраздняются.

Переход от субъективного к объективному идеализму в немецкой классической философии связан с Ф. Шеллингом (1775-1854). Согласно убеждению немецкого мыслителя, подлинная философия должна соединять и примирять идеальное и реальное, конечное и бесконечное. Основные положения его философии тождества изложены в работах «Система трансцендентального идеализма», «Изложение моей системы философии», «Идея к философии природы», «Философия мифологии». Исходным принципом учения Шеллинга было положение о тождестве (совпадении) духа и природы. Абсолютный разум (бог) есть то, в чем сливается субъективное и объективное.

В творчестве Шеллинга можно выделить три основных периода. Первый связан с осмыслением диалектики природы, второй – с разработкой абсолютного идеализма и учения о свободе, третий – с философией откровения. Важным периодом в философской эволюции Шеллинга явилась разработка диалектики природы, создание натурфилософии. В отличие от Фихте, считавшего природу лишь средством реализации нравственной цели, у него природа является телеологической системой, возникшей из разума, чтобы выполнить его цель. Природа – это бессознательная форма жизни разума, единственным назначением которой является порождение формы сознательной.

Философское познание природы состоит, по мнению мыслителя, в том, чтобы рассматривать весь процесс развития природы как целесообразную совместную деятельность сил от низших к более высоким потенциям. Отсюда – философия природы выступает как история возникающего духа. Весьма плодотворной была идея, согласно которой природа понималась как единое целое и усматривающая тождество ее деятельности в разнообразии ее форм. Вместо механического понимания природы Шеллинг представлял ее как органическое целое.

Настоящей сущностью природы, основой ее жизни является, по его мнению, антагонизм противоположных сил. Вся жизнь есть продукт взаимодействия противоположных тенденций и каждое отдельное явление природы может осуществляться только как синтез антагонистических сил. К антагонистическим силам относятся: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электроны, полюсы магнита и т.д. В своем развитии природа, по Шеллингу, проходит ряд ступеней, которые он называет потенциями. Сюда относятся: механизм, химизм, организм и дух. Дух – это выявление природы в ее высшей истине, которая существует всегда, но которая познается на более высокой ступени ее развития.

Второй частью философской системы Шеллинга является трансцендентальная философия, в которой он рассмотрел эволюцию сознания от низших форм до высших его проявлений, до самосознания. Его трансцендентальный идеализм основан на понятии тождества духа и природы. Дух – это абсолютный сверхчеловеческий разум, самосознание бога. В работе «Система трансцендентального идеализма» Шеллинг писал о натурфилософии и трансцендентальной философии как о двух науках, дополняющих друг друга. Если натурфилософия при рассмотрении мира, исходит из природы, то трансцендентальная философия рассматривает мир исходя из субъекта. Тождественность объективного и субъективного, постулированная философией природы и развитая трансцендентальной философией, находит, по Шеллингу, свое высшее проявление в эстетической деятельности и искусстве.

В своих натурфилософских работах Шеллинг исходит из идеи свободы, делая акцент в ее понимании на стремлении к единству человека с природой. При этом он выдвигает требование установления гармонии человека с природой как главной задачи философии. Для Шеллинга важно, чтобы не было «никакого разрыва между человеком и миром» и чтобы человек рассматривался в гармонии с Вселенной.

Философия позднего Шеллинга – это философия откровения, включающая в себя философию мифологии, мистики и религии. Он считал, что целые века существовала лишь «негативная философия». Теперь же предстоит создать философию позитивную, обращенную не к отвлеченным сущностям, а к существованию вещей и событий. Философия мифологии, по Шеллингу, имеет своим предметом тщательное философское исследование мифа и мифологического способа мышления. Он рассматривает различные объяснения мифов (поэтические, религиозные и т.д.) и отвергает их. По его мнению, мифология является исторически неизбежным моментом в развитии сознания, на смену которой приходит откровение (монотеизм христианства). Положительная философия посвящается обоснованию и толкованию монотеизма.

Философия откровения, по мнению мыслителя, является венцом науки, своим путем идущей вперед. Ее первостепенную задачу он видит в построении «чистой науки о разуме». Отводя понятию бога почетное место, Шеллинг ориентирует философию на теологию. Отсюда главной задачей философии признается раскрытие внутреннего смысла христианской религии и подлинной христианской веры. Эта вера с помощью «науки» приводит в связь другие, божественные, природные и человеческие вещи.