logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм

В начале нашего века происходит сакрализация идеалистической античной философии, то есть сближение ее с религиозно-мифологическими учениями. Сближение двух мировоззренческих традиций – древнееврейской и древнегреческой – приводит к распространению аллегорического толкования Ветхого завета.

Предшественником апологетов и отцов церкви можно считать Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э. – ок. 50 г. н.э.). Он написал ряд трактатов в форме комментария к «Пятикнижию» Моисея. Используя аллегорический метод, Филон утверждал, что Библия имеет два смысла: буквальный и смещенный. Согласно последнему, библейские персонажи и события символизируют понятия и истины моральные, духовные и метафизические. Тем самым им делалась попытка перевести язык Библии на язык греческой философии.

В философско-теологическом учении Филона творение мира Богом, нарисованное в Ветхом завете, осмысливается философски. При этом используется понятие Логос, которое подвергается теологическому переосмыслению. Вместо правильности, наблюдаемой в природе, Логос стал личностью и одновременно той главной силой, посредством которой Бог творит мир. Логос Филона – это «сын божий, посредник между богом и миром, богом и человеком». Вместе с тем Логос – ходатай и заступник людей перед богом.

В антропологии Филон частично следует Платону, выделяя в человеке тело и душу. Однако в его концепции доминирует библейский компонент и человек рассматривается как образованный из тела, души-интеллекта и духа, нисходящего от бога. Введение Божьего Духа является новацией Филона в этике. Мораль становится неотделимой от веры и религии. Этическая доктрина Филона аскетична, основана на резком противопоставлении души и тела. Тело тянет человека вниз, делая людей одинаково греховными существами. Отсюда проповедь покаяния, духовного очищения от страстей, аскетичного отрицания мира и т.п. Счастье жизни состоит в том, чтобы «быть целиком и полностью скорее в Боге, чем в самих себе».

Первые попытки обосновать христианское мировоззрение философскими средствами принадлежат апологетам (от греч. apologetikos – защита). Представителями апологетики являются Юстин, Татиан, Тертулиан, Климент, Ориген. Наряду с защитой христианства они стремились выработать убедительную и цельную христианскую позицию по основным мировоззренческим проблемам. В истолковании апологетами отношения христианства к античной философии можно выделить два направления.

К представителям первого направления, негативно относившимся к греческой философии и заявлявшим о несовместимости философии и христианского вероучения, принадлежали ученик Юстина Татиан (ок. 175 г.) и Квинт Тертулиан. Бросая вызов врагам христианской веры, Тертулиан писал: «Сын Божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, – вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно». Исходя из подобного рода утверждений Тертулиана, в средние века ему приписали максиму – «верую, ибо абсурдно», – которая вдохновляла теологов, провозглашавших презрение к разуму.

К представителям второго направления относятся прежде всего Юстин (ум. ок. 165 г.), Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 213 гг.) и Ориген (ок. 185 – ок. 254 гг.). Они положительно оценивали греческую философию, считая, что она находится в гармонии с христианским учением. Философская спекуляция рассматривалась ими не просто как приготовление к христианской мудрости, но и как орудие, позволяющее постичь, уяснить и выразить эту мудрость. Такой подход к соотношению теологии и философии, веры и разума выразился в знаменитом тезисе Климента: «Философия – служанка теологии».

Таким образом, позиция апологетов по отношению к философии была противоречивой. С одной стороны, они считали, что нельзя обойтись без философии, а с другой – полностью отвергали ее. У Юстина наметилась примирительная линия по отношению к древнегреческой философии, которая постепенно усиливалась. Примирительную линию христианства выражал также Климент, стремившийся объединить его с философией. Его главная цель – реабилитация греческой философии в глазах христиан, которая сводилась к утверждению того, что она послужила введением к истинам христианства. Еще дальше пошел по пути объединения христианства с платонизмом Ориген, написавший сочинение «О началах», где дана первая в истории христианства попытка изложения всех его «истин» и обоснована нематериальность бога, совершенного и вечного.