logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

4. Глобальные проблемы и будущее человечества

Сегодня человечество находится перед лицом грандиозных перемен. Поэтому на философском уровне необходимо осмыслить глобальные проблемы и опасности для будущего цивилизации. При этом осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Сегодня имеется множество вариантов разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился А. Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И. Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Благодаря их решению формируются принципиально новые отношения между людьми, а также отношения людей к природе.

Для глобализации первостепенное значение имеет приведение национальных законодательств в соответствие с международными правовыми нормами. Идея возможности мирного сосуществования государств, не отмеченного угрозой разрушительных войн, была высказана еще Кантом в «Вечном мире». По мнению немецкого философа, ни люди, ни народы, коль скоро они ставят целью совместное общежитие, не должны находиться в «естественном состоянии», но должны устанавливать гражданско-правовое состояние между собой. Сегодня представление об универсализме гражданско-правового состояния во всемирном масштабе, лежащее в основании идеи о вечном мире, вполне может служить идеалом, с которым ассоциируется понятие глобализации. История последних десятилетий подтверждает прозрения Канта хотя бы в тенденции: традиционный кодекс международного права дополнен представлениями о правах человека как высшем правовом основании всемирно-исторического права. В связи с этим мирное сотрудничество народов, отвергающих возможность взаимной войны, становится все большей реальностью

Многомерность современной глобализации требует при ее осмыслении многомерного измерения. Это находит отражение в современной философской и научной литературе.

1Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 309.

1Гегель Наука логики. В 3-х томах. М.: Мысль, 1970. Т. 1. С. 78.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21. С. 496.

1Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 309.

1Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955. С. 412.

1Фейербах Л. Избр. филос. произв. – М., 1955. Т.1. С. 202.

1Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. С. 363.

1Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. С. 21.

1Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. Изд. 2-е. М., 1955. Т.4. С. 447.

1Маслин М.А. Единство и существенная оригинальность русской философии // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2007. №1. С. 166.

1Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 286.

2Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 199.

3Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т.2. С. 87.

1Гольбах П. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1963. – Т. 1. – С. 502.

2Гольбах П. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1960. – Т. 1. – С. 505.

3Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. СПб., 1993. Т.II. С. 79.

4Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936. С. 79

5Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. филос. произв. М., 1955. Т. 2. С. 441-446, 515, 589-591.

1Локк Джон. Сочинения в 3-х т.: Т.1. М.: Мысль, 1985. С. 165.

2Фогт К. Физиологические письма. СПб., 1867. С. 290.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. С. 363.

2Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.18. С. 91.

1Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1.Ч.2. М., 1969. С. 600.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. С.94.

2Там же. С. 93

1Гольбах П.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 46. Ч.1.С. 214.

1Там же. Т. 46. Ч. 2. С. 222.

2Там же. Т.46. Ч. 2. Ч.2. С. 215.

3Там же. Т. 36. С. 146.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. I. С. 44.

1Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, методы, предназначение. М., 1985. С. 193.

1Спенсер Г. Соч., Спб., 1888. Т. 4. Ч. 1. С.

1Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С.88-89.

2Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 205-206.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.23. С. 10.

1Бердяев Н.Ф. Смысл истории: опыт философии человеческой судьбы. Берлин, 1923. С. 41-42

2Комиссаров Г.И. Смысл мировой истории. (Богословско-философский трактат). Уфа, 1916. С.23

1Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 98.

1Маслоу А.. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 110.

1Камю А. Бунтующий человек. Философия, Политика. Искусство. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. С.

1Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 560.

1Коптюг В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России. М.: Новосибирск, 1996. С. 21.

1Самойлов Л.Н. Глобальные проблемы общественного прогресса. М., 1985. С.

1Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М., 1981.

270