logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

1. Формирование средневековой философии, ее особенности

В I-II вв. формируются начала христианской религиозной философии, которая хотя и зарождается в рамках античной цивилизации, но далеко выходит за рамки философской атмосферы античности. К средневековой религиозной философии относится совокупность философских учений, развивавшихся в западноевропейском и ближневосточных обществах с I в. по XV в. В ее основе лежал способ философствования, своеобразие которого состояло в его сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для иудаизма, христианства и мусульманства.

Для средневековой философии характерны не только способ философствования, но и сами религиозно-философские проблемы: сотворение мира и человека, предопределенность человеческой жизни, соотношение знания и веры и т.д. Последние были обусловлены ее теоретическими источниками – религиозными догматами и некоторыми идеями античной философии.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, в средневековье господствовала уверенность в открытости истины, в откровении Священного Писания. Отсюда функции философии заключались в обсуждении правильных путей для осуществления причастия к богу, и разум считался направленным на выявление сущности сотворившего мир Слова. В силу этого основаниями средневековой философии являлись теоцентризм, крецианизм и провиденциализм.

К специфическим особенностям средневекового способа философствования обычно относят традиционализм, ретроспективность, дидактизм, учительство, назидательность, психологическую самоуглубленность.

Для средневекового философа теологическая идея выполняла ту же регулятивную функцию, какую для античного мира выполняла идея эстетико-космологическая, а для философа Нового времени – идея научного знания. Отсюда ясно, каковы должны быть хронологические рамки средневековой философии. Ее историю нужно начинать с того момента, когда философия впервые сознательно ставит себя на службу религии и теологии откровения, и заканчивать тогда, когда союз между философией и богооткровенной теологией можно считать в основном распавшимся.

В соответствии с этим подходом историю средневековой философии следует начинать с I в. и заканчивать XV в. В ее развитии можно выделить следующие этапы: 1) становление философии (I-II вв.); 2) патристика (II-IX вв.); 3) схоластика (Х-ХV вв.).