logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность

С обществом реально взаимодействует земная часть природы, получившая название географической среды. Причем оценка этого взаимодействия в различные эпохи была неодинаковой. До середины Х1Х в., когда влияние общества на окружающую природу было не столь значительно как в последующие эпоху и не так впечатляющим, преобладали концепции, в которых абсолютизировалась роль природы, в частности, географической среды, в общественном развитии. К другим концепциям, абсолютизировавшим роль природного фактора в общественном развитии, относились мальтузианство (Мальтус) и расизм (Гобино). С середины Х1Х в. и особенно во второй половине ХХ в. на передний план начали выходить концепции, в которых рассматривались негативные воздействия человеческого общества на окружающую среду.

В античности большое значение климатическим различиям разных регионов придавали Гиппократ, Геродот, Полибий и др. Они считали, что наиболее благоприятными для жизнедеятельности людей являются Греция и Средиземноморье. В Новое время в Западной Европе сформировалось направление в философии и социальных науках, получившее название «географический детерминизм» (Монтескье, Гердер, Бокль, Э. Реклю, Н. Кузен). Его представители стремились обосновать общественное устройство и развитие общества естественными причинами, вытесняя тем самым господствовавшие до этого религиозные представления об общественной жизни и ее развитии. Основателем и наиболее ярким представителем географического детерминизма считается Монтескье. В сочинении «О духе законов» он выдвинул на передний план чисто географические факторы (климат, почва, территория). В частности, он писал, что эти факторы являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, они определяют психологию людей и склад их характера. По его мнению, народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши.

Кредо географического детерминизма сформулировал Н. Кузен, который писал: «Дайте мне географическую карту и я на основе местоположения той или иной страны скажу на каком уровне общественного развития она находится». В XIX в. географический детерминизм играет уже реакционную роль, защищая и оправдывая капитализм, колониальные захваты, порабощение народов. Английский историк Бокль утверждал, что источник бедности и богатства заключается в климате и почве. Преувеличивая влияние природы на развитие человеческого общества приводит к подмене законов общества законами природы. Этой прямолинейной концепции противостояли взгляды представителей индетерминизма, отрицавшие причинность во взаимодействии общества и природы (Гельвеций). Географический детерминизм претерпел в своем развитии существенную метаморфозу от прогрессивного, антирелигиозного учения, стремившегося доказать земное происхождение общественных порядков и законов, до геополитики – реакционного обоснования претензий различных империалистических государств, фактически притязание на мировое господство.

Идеи географического детерминизма были использованы представителями новой географической школы – геополитиками во второй половине Х1Х – ХХ вв. В Германии к геополитикам принадлежали Ратцель и Хаусхофер, в Великобритании – Маккиндер, в США – Спикмен и Мэхэн. Ф. Ратцель в работе «Государство как форма жизни» писал, что природные условия являются определяющим фактором развития государств в мировой истории. Само государство рассматривалось как биологический организм. Отсюда следовало, что борьба государства за жизненное пространство является естественным законом борьбы за существование. Ярким представителем нацистской геополитики в Германии был К. Хаусхофер. Сегодня в США различные геополитики говорят о Ближнем Востоке как сфере их жизненных интересов. О геополитических интересах сегодня пишет и отечественные политики и политологи, отстаивающие интересы России. В конце Х1Х в. возникло направление, получившее название «энвайронментализм». Его представители обратили внимание на воздействие человека на окружающую среду.

Представители демографического детерминизма Мальтус. М.М. Ковалевский, некоторые современные западные демографы и социологи считают, что законы народонаселения являются определяющими в общественном развитии. Демографический взрыв во второй половине ХХ в. наглядно показал значение социальных факторов в развитии народонаселения. Географическая среда накладывает свой отпечаток на все стороны человеческого общества. Гегель в разделе «Географическая основа всемирной истории» в своей «Философии истории» рассматривает природу как основу, почву, на которой совершается развитие духа народа.

Одной из первых попыток преодолеть географический детерминизм явилась марксистская концепция взаимодействия общества и природы. Здесь подчеркивалось прежде всего воздействие общественного человека на природу. О негативных последствия человеческой деятельности писал Ф. Энгельс.

Природные условия Земли и ее ближайшего космического окружения в целом содержали в себе все необходимые предпосылки возникновения общества. Важной непосредственной предпосылкой зарождения общества являлась стадная жизнь австралопитеков (предков человека), занимавших определенную экологическую нишу в биосфере. С самого своего возникновения люди соотносятся с природой двояко: как со своей внешней средой существования и как с собственной преобразованной общественным трудом природой.

Внешние природные предпосылки существования и развития общества могут быть разделены на всеобщие, которые действуют на протяжении всей человеческой истории (космические явления, многие геологические и климатические факторы) и на специфические (запасы минеральных ископаемых и топлива, естественные средства сообщения и т.д.), действующие в разные периоды истории человечества с разной силой и оказывающие неодинаковое влияние на одновременно живущие народы.

Природные факторы по отношению к обществу действуют как внешние силы, которые не могут изменить его сущности, но оказывают определенное влияние на различные стороны общественной жизни. Во-первых, природы является необходимой средой существования общества. Она предоставляет материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Человечество находит в природе пресную воду для питья, орошения, воздух для дыхания и горения, а также строительные материалы, естественные пути сообщения и т.п. Во-вторых, различные природные условия могут ускорять или замедлять развитие общества. Так, неблагоприятные природные условия сурового Севера, безводных пустынь и т.п. сдерживают развитие общества. Однако и слишком щедрая тропическая природа замедляет общественное развитие. Разнообразие природных условий оказывается благоприятным для развития общества. В-третьих, природе свойственно ритмичность в смене дня и ночи, в смене сезонов. Это обусловливает определенные циклы в жизни общества: цикличность производства и потребления электроэнергии в течение суток и в различные времена года, цикличность в сельском хозяйстве, в развитии предприятий и транспорта. В-четвертых, внешняя природа может уничтожать плоды цивилизации: таковы вулканическая деятельность, землетрясения, цунами, наводнения и т. п. В-пятых природа влияет на расселение человечества, на специфику сельского хозяйства, размещение производительных сил и общественное разделение труда. Природа выступает по отношению к различным сторонам общества в различных значения: как основа (базис) общества, как ресурсы для материального производства, как экологические условия жизни людей, как источник творчества.

С историческим развитием общества изменяется и степень влияния природы на общество. На первых этапах общественного развития решающее значение имели богатства средствами жизни, на более высоких ступенях развития общества – естественные богатства средствами труда. Роль природы и ее влияние на жизнь человеческого общества зависят от уровня развития общественного производства.