2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
Материалисты, признавая первичность материи по отношению к сознанию, должны объяснить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая подхода к материи как причины самой себя. Домарксовские материалисты не могли решить эту проблему. Новый подход к ее решению был предложен в марксистской философии. Так, Энгельс, признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте бытия, акцентировал внимание на неизбежности порождения материей сознания. «Материя, – писал он, – во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время»1. Иными словами, материя вырабатывает в процессе восходящего развития своих форм такие свойства и способности, вершиной которых является «мыслящий дух». Эта концепция развития форм движения материи является предпосылкой для решения вопроса о природе сознания. В «Материализме и эмпириокритицизме» В.И. Ленин писал: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»2. Это положение об отражении как всеобщем свойстве материи выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей неощущающей. Оно явилось основой для обоснования возникновения сознания как высшей формы отражения.
Что же такое отражение?
Отражение есть способность одних тел в результате их взаимодействия с другими темами воспроизводить некоторые особенности последних в своей собственной природе. Отражение – это момент, сторона взаимодействия.
Принято различать отражение в неживой и живой природе, а также в человеческом обществе. Простейшим примером отражения является отпечаток следов на снегу или на песке. Песок воспроизводит в своей природе геометрические особенности того предмета, который оставил в нем отпечаток.
Исторически первой формой биологического отражения в живой природе является раздражимость. Раздражимость – это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. Свойство раздражительности имеет для организмов приспособительный характер. К формам раздражительности в живой природе относятся: такситы, тропизмы и настии. Раздражимость – это допсихическая форма отражения. Психическая форма отражения возникает на основе образования у организмов нервной системы. Основными формами психического отражения являются: ощущения, восприятия и представления.
Вместе с эволюцией форм отражения возрастает и степень его адекватности. Оно дает организму более полную информацию об окружающей среде. Высокий уровень развития психики и высокая степень адекватности отражения создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания.
Научная постановка вопроса о переходе от психики животных к человеческому сознанию стала возможной во 2-ой пол Х1Х века, после того, как Дарвин в книге «Происхождение человека» обосновал с биологических позиций положение о происхождении человека от высокоразвитой породы обезьян в конце третичного периода. С социальных позиций это сделали Маркс и Энгельс, которые отмечали, что формирование сознания в первую очередь связано с возникновением в ходе трудовой деятельности специфически человеческого отношения к внешнему миру, которое опосредствуется новыми мотивами, стимулами к деятельности.
Общественной истории человека и его сознания предшествовала естественная предыстория: 1) эволюция анатомо-физиологического строения, 2) зачатки трудовой деятельности у человекообразных обезьян, 3) развитие стадных отношений высших животных, 4) эволюция звуковых и двигательных средств сигнализации. В своей теории антропогенеза Энгельс выделил следующие предпосылки: 1) биологические, 2) труд, речь, язык.
Сознание возникает при переходе от биологической формы движения к социальной под воздействием прежде всего трудовой деятельности. Собственно трудовая деятельность человека и возникновение у него сознания начинается с процесса изготовления орудий труда. Трудовая деятельность способствовала становлению и логических форм мышления: анализ и синтез, обобщение, умозаключение и т.д. Совместная трудовая деятельность первобытных людей не могла успешно развиваться без ее координации и обмена информацией. Возникая как средство коммуникации, человеческий язык одновременно начинает выполнять и функции материальной оболочки зарождающегося мышления, Развитие речи способствует развитию абстрактного мышления и совершенствованию трудовой деятельности.
Сознание по самой своей природе имеет социальный характер. Будучи высшей формой отражения, оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Оно является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений.
Непосредственными носителями сознания являются отдельные люди, а не общество вообще. Но мысль, порожденная сознанием отдельного человека и зафиксированная в языке, перестает принадлежать только отдельному индивиду. Она становится достоянием общества. Ее носителем становится общественный субъект. Именно социальная фиксация, хранение и трансформация продуктов деятельности сознания отдельных индивидов и определяет способность человеческого сознания к саморазвитию.
В марксистской литературе в истории формирования сознания выделяют следующие этапы: 1) элементарный интеллект непосредственного предка человека (предчеловека), 2) стадное сознание древнейшего человека (период дородового общества), 3) подлинно человеческое сознание и самосознание разумного общественного человека.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества