logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий

Научная деятельность не является хаотичной. Она организуется применяемыми в ней методами. Метод (от греч. Methodos) – это прием способ или образ действия. В самом широком смысле метод есть путь, способ достижения какой-либо цели, способ решения определенной задачи. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он говорил, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.

В зависимости от сферы применения методов их принято делить на частнонаучные, общенаучные и всеобщие. Формирование и применение частнонаучных методов определяется спецификой предмета данной науки. Например, спектральный анализ в физике, следственный эксперимент в юридической науке и др. Общенаучные методы используются во многих или во всех науках. Всеобщие философские методы (метафизический, диалектический, феноменологический и др.) По функциональному назначению и способам применения методы подразделяются на эмпирические и теоретические, хотя и признается их неразрывная связь. Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровень знания не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и абстрактное, поскольку последнее характеризует диалектику процесса отражения вообще, а различие между эмпирическим и теоретическим относится к обрасти только научного познания. Эмпирический и теоретический уровни различаются по предмету, по средствам и методам исследования, хотя в реальной действительности они неразрывно связаны и их взаимосвязь осуществляется на основе практики.

Методология – это учение о принципах и методах познания. Она делится на две части: 1) учение об исходных принципах познания, 2) учение о способах и приемах познания, опирающихся на эти принципы. Подобно методам сама методология может иметь подобные уровни: всеобщий, общенаучный и частнонаучный. Социальные условия для возникновения методологии научного познания появились в XVI-XVII вв. Большая роль в этом принадлежит Г.Галилею. Если Бэкон обратил внимание на опыт и эмпирическую методологию, то Декарт разработал рационалистическую методологию. В современной методологии эти оба уровня рассматриваются как составляющие единой методологии.

В зависимости от того, на каком уровне производится научное исследование и какие цели оно преследует применяются и соответствующие методы познания. Поэтому целесообразно разделить эти методы на три больше группы: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; 3) методы теоретического исследования.

К числу методов, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях относятся: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы познания.