logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

3. Ренессансный платонизм

Родоначальником ренессансного платонизма считается Н. Кузанский (1401-1464), написавший такие работы, как «Об ученом незнании», «Апология ученого незнания», «О бытии-возможности». Он рассматривает две фундаментальные философские проблемы. Первая из них касается отношения бога к природе и места в ней человека. Вторая связана с новым решением вопросов теории познания.

Центральная проблема Кузанского – соотношение Бога и мира. Он отвергает ортодоксальную дуалистическую креационистскую концепцию творения мира «из ничего», считая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». Природный мир представлялся ему живым организмом, одушевленным мировой душой. Все части этого мира находятся в общей связи и существуют в постоянном изменении. Природа противоречива и выступает как единство противоположностей.

Человек, по мнению Кузанского, является бесконечным существом, соединяющим в своей природе земное и божественное. Кузанский обожествляет человека, называя его «человеческим Богом», или «очеловечившимся Богом». Если Бог есть творчество, то и человек подобно Богу представляет собой творческое начало. Тем самым говорится о творческой сущности человека, об обладании им полной свободы воли.

Человеческий ум, по мнению Кузанского, является сложной системой способностей, включая три главных: чувства, рассудок и разум. В отличие от чувства и рассудка разум «постигает только всеобщее, нетленное и постоянное», приближаясь тем самым к сфере абсолютного, божественного. Разум преодолевает догматичность рассудка, способствуя пониманию истины как процесса.

С пантеизмом Кузанского связан вопрос о соотношении веры и разума. Вера есть путь постижения Бога в нем самом в «свернутом» виде. Познание «развернутого» мира есть дело разума. Автор «Ученого незнания» ставит веру выше знания и согласен с теми, кто утверждает, что «с веры начинается всякое понимание». Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом. Таким образом, процесс познания есть единство противоположностей, противоположных моментов – познаваемой природы и непознаваемого Бога.

Новый этап освоении ренессансной философией наследия Платона и неоплатонизма связан с деятельностью М. Фичино (1433-1499). Его наиболее значительные произведения – «Платоновская теология о бессмертии души», «О христианской религии», «О жизни». Он создает иерархическую структуру мироздания, в которой происходят два взаимосвязанных противоположных процесса – «нисхождение» от высшего к низшему и «восхождение» от материи к Богу. Мировая душа и душа человека, по Фичино, тождественны, и поэтому человек занимает исключительное положение, являясь связывающим звеном между Богом и миром. Основой познания является созерцание красоты и наслаждение красотой. Высшая ступень созерцания – мистическое созерцание, слияние с Богом.

Дальнейшее развитие идеи флорентийского платонизма получили в творчестве Пико делла Мирандолы (1463-1494). Его основными произведениями являются «Речь о достоинстве человека», «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии». Он представляет мироздание в качестве иерархии трех миров – ангельского, небесного и элементарного. Человек составляет особый, четвертый мир. Чувственный мир возникает от высшего бестелесного начала, которое единственно и сотворено Богом. Мир прекрасен и его красота противоречива. Единство и связь космической иерархии объясняется теологически – стремлением вещей к Богу как источнику и цели своего бытия. Бог выявляется как единство во множестве, а его внутреннее совершенство заключено в несовершенстве мира.

Для достижения идеала человеку нужно пройти три этапа: первый – очистить разум от страстей при помощи этики, второй – совершенствовать разум диалектикой и философией, третий – познание божественного при помощи теологии. Таким образом, природа человека предстает как результат его самостоятельного творчества, и божественность человека не дана, а достижима.