logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

Проблема человека в философии и частных науках: история и современность

Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований. Это связано с тем, что философия выясняет место и роль человека в мире и способы ориентации в нем, а также принципы духовного и практического освоения этого мира. Сегодня эта проблема особенно актуальна, поскольку остро стоит вопрос о смысле и цели существования не только отдельного человека, но и всего человечества. Практическая значимость рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что проблемы войны и мира, взаимодействия природы и общества, образование и воспитание человека, социальные и естественнонаучные последствия НТП, ставшие глобальными, определяют его нравственный выбор, его судьбу, ставят вопрос о личной ответственности за происходящие в обществе процессы.

Первые представления о человеке зародились задолго до возникновения философии в различных формах мифологического и религиозного мировоззрения. В древнеиндийской ведической литературе, в частности, в Упанишадах, содержится богатый материал по проблеме человека. Здесь формируется теория п р а н ы (дыхания) как жизненной основы человека, берет свое начало философский вопрос о высшем предназначении человека, о путях его духовного развития. Отмечается, что конкретные люди, как и «вселенский человек» возникли из б р а х м а н а, представляющего собой абсолютную субстанцию, первооснову и первопричину всего сущего. Единичный человек наделяется двумя основными сущностями: телом, созданном брахманом (всеобщая физическая основа) , и душой, созданной а т м а н о м (абсолютная душа). Цель человеческого существования состоит в том, что после смерти человека его душа должна слиться с атманом-брахманом. Это происходит в том случае, если человек не «запятнал» себя, жил в соответствии с нравственным законом «драхмы».

Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее «стертость» личностного начала, безликость человека и его подчиненность всеобщему. Здесь имела место попытка отождествить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единого. Слияние с вечностью, характерное для этой философии, не предполагало активности в реализации личностного начала. При этом подчеркивалось необходимость совершенствования внутреннего мира человека и его внешняя адаптация к обществу.

Древнекитайские философы также рассматривали природу человека, исходя из мифологических представлений, сложившихся в первобытном обществе. Согласно древнекитайской мифологии, существовал первочеловек Паньгу, от сильного удара которого первичный хаос разделился на землю и небо. Наряду с попытками выявить первопричину возникновения человеческого существа древнекитайские мудрецы размышляли о природе человека, его предназначении в мире, воспитании и правилах поведения в обществе.

В античной философии человек выделяется в качестве специальной проблемы и рассматривается как самостоятельная ценность, а за ним признается право на активность и инициативу. Здесь сложился космоцентрический образ человека, который определялся как м и к р о к о с м. В то же время софисты настаивали на том, что для человека важны не законы космоса, а человеческая «природа». Так, Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей». Вслед за софистами Сократ требует обратиться к исследованию «дел человеческих», различая в человеке тело и душу. Сократ интересовался внутренним миром человека, его душой и добродетелями. Самосознание человека выступает главной ценностью его философии. Согласно учению Платона, люди были созданы божественными существами, а последние – демиургом. Боги создали человеческий организм и предопределили этапы жизни человеческого существа: детство, юность, зрелость, старость и смерть. Он верил в переселение душ из одного тела в другое. По Платону, душа является той субстанцией, которая делает человека человеком.

Аристотель рассматривал человека как полисное животное. По его мнению, человек выше любого животного, поскольку он обладает развитым интеллектом, даром речи и способностью различать добро и зло. Он считал, что наряду с физическим развитием человек должен стремиться к нравственному совершенству. В философии стоиков человек впервые рассматривается как гражданин мира, т.е. космополит. Смысл человеческой жизни виделся ими в следовании законам природы.

В средние века в европейской культуре возникает библейская антропология, где человек понимается как пересечение противоречий между богом и миром, которые развертываются в процессе истории. Если тело человека, согласно христианскому учению, «сделано» как вещь, то душа его сеть дуновение самого бога. Философия, находившаяся на положении «служанки теологии», обосновывала идею греховной сущности человека. Здесь проблема человека была поставлена по-новому, включив в поле внимания философии духовность и осмысленность человеческой жизни. Как писал А. Августин, «когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу»1.

Августин Блаженный считал, что бог сотворил человека «Из ничего». Сперва он сотворил одного человека, а из него – другого. Так постепенно сложился человеческий род. Одних бог создал для счастья, а других осудил на вечные муки. Согласно Августину, сущность человека в его божественном творении, смысл же его бытия состоит в служении богу. Фома Аквинский также считал, что человек создан богом и по отношению к вселенной является маленьким миром – микрокосмом. Человек является соединением души и тела. Бог создал сперва тело, а затем вдохнул в него душу. Душа – это двигатель человеческого существования. Человека он поместил между животными и ангелами. Признавая многоликость человека, Фома Аквинский писал: «Человек есть некоторым образом все». Это означало, что человек как микрокосм является носителем многослойной реальности. Если античный образ человека космоцентричен, то средневековый – теоцентричен. Человек не верит в себя, а верит в бога. Его глаза обращены к потустороннему миру.

Эпоха Возрождения предлагает понимать человека из него самого как некую автономную личность, творческие возможности которой безграничны. С Возрождением связано понятие гуманизма, который утверждает ценность человеческой личности. Он признает право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

В период Просвещения, новоевропейского рационализма Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек верит в себя. Глаза, в течение веков обращенные в небо, обратились внутрь человека. Человек оторвался от бога и остался наедине с вещами. «Человек есть мыслящая вещь» - писал Декарт. Вновь возникает идея двойственности существа человека – дуализма души и тела. При этом тело рассматривается как автомат, машина, общая у человека с животным. При этом человек понимается как природное существо, обладающее мышлением. Широко известен тезис Ламетри: человек есть машина. Подвергая его сомнению, Дидро утверждал, что человек не является машиной, но сравнивал при этом человеческий организм с музыкальным инструментом, по клавишам которого «ударяют» воздействующие на человека вещи. Это иной вариант механистической интерпретации человека. Вместе с тем важно отметить, что в учениях французских материалистов проблема человеческой жизни занимает центральное место. У них человек обладает своими интересами, потребностями и целями.

И. Кант относит человека к двум противоположным мирам – миру природы и миру свободы. В мире природы человек подчинен естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно самоопределяется и таким образом проявляет свою свободу. По Канту вопрос: что такое человек? Объединяет все остальные вопросы философии. Для Гегеля человек является прежде всего носителем общезначимого идеального начала – разума. Человек выступает как субъект духовной деятельности, созидающей мир культуры. Центром философии человек становится в концепции Фейербаха. Он понимается как чувственно-телесное, конечное и страдающее существо.

У Ницше человек определяется игрой жизненных сил и влечений. Источником творческих сил человека выступает бессознательное. Ницше разработал образ «сверхчеловека». Это личность, которая вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью индивидуалистично преодолевает мир и людей. Идеал философ видит в возвращении к естественному человеку, в котором могут реализоваться истинные стороны индивида. Отсюда – переоценка всех ценностей. Этот человек одержим волей к власти.

Маркс и Энгельс рассматривали человека как общественное существо, но не отрывали его от природы. Человек выступает как высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек является субъектом труда, общения, чувств, воли. Он рассматривается как единство биологического и социального. В современной научной концепции человека особое значение имеют три краеугольных положения, сформулированных Марксом. Человек раскрывается в своей сущности как существо: 1) социальное, общественное, 2) предметно-деятельностное и 3) универсальное.

Для русской философии XIX-XX вв. характерен антропоцентризм и проблема человека рассматривается многосторонне при подчеркивании духовности в человеке.

В ХХ в. разрешение философских проблем человека приобрело новую направленность. В качестве важного этапа в философском осмыслении человека можно назвать XVIII Всемирный философский конгресс (1988). На нем была поставлена проблема перехода от традиционных представлений о природе человека к новому его пониманию. В современной философии и науке человек изучается как социоприродное, космопланетарное существо.

История философии свидетельствует о том, что постижение феномена человека всегда опиралось на открытия конкретных наук. Вместе с тем философия накопила собственные традиции, позволяющие конкретно-исторически решать данную проблему. Примером плодотворного соединения философского и естественно-научного знания является философская антропология, возникшая и получившая значительное развитие в ХХ в.