logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности

Крупнейшим направлением мировой философской мысли 2-й половины XIX в. и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксистской по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою «специализацию», особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти 40 лет не только общие научные и философские интересы, но и личная дружба.

Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», а также совместные с Энгельсом работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». К зрелым философским работам Энгельса можно отнести «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

В развитии марксистской философии можно выделить несколько этапов. Первый этап характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму. На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксистской философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно распространение марксистской философии в различных национальных культурах. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксистской философии в СССР. Пятый этап начался после 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться фундаментальной основой для выдвижения новых идей и философского освоения современности.

Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как «духовную квинтэссенцию своего времени». В «Тезисах о Фейербахе» Маркса, по словам Энгельса, «содержится зародыш нового мировоззрения». В них предельно лаконично выражено отношение Маркса к предшествующей философии и сформулированы основы его собственного мировоззрения. В частности, изложено новое понимание сущности человека, выявлена связь теории с практикой и заложены принципиальные основы преобразования мира. Здесь Маркс выдвинул тезис, согласно которому, «все предшествовавшие философы лишь интерпретировали мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его».

Следующим шагом в развитии философских взглядов Маркса явилось написание работы «К критике гегелевской философии права», в которой подвергнута критике гегелевская концепция государства как высшего воплощения абсолютной идеи. Здесь выдвигаются принципиальные положения, связанные с систематической переработкой гегелевской диалектики, подчеркивается, что коренные преобразования общественной жизни должны осуществляться не одной только теоретической критикой, но и революционными средствами. Занятия политической экономией и историей подводят Маркса к материалистическому пониманию истории и раскрытию роли труда в формировании человека и развитии общества.

Формирование философских взглядов Энгельса происходило независимо от Маркса. Уже в первых своих философских работах он выступает в защиту философии от религии, против стремления Шеллинга примирить веру и знание. Дальнейшее развитие философии осуществлено Энгельсом в «Людвиге Фейербахе и конце классической немецкой философии», а также в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Здесь были критически рассмотрены недостатки прежней философии и предложены конкретные решения ряда проблем диалектико-материалистического и историко-материалистического характера. В частности, предлагались пути создания теории материалистической диалектики и решались вопросы материалистического понимания истории.

В научно-философской концепции Энгельса дано осмысление проблемы жизни во Вселенной. Мыслящий дух рассматривается в качестве атрибута материи. Он считал, что во всемирном круговороте вечно движущейся материи каждая конечная форма ее существования «одинаково преходяща». Он выступает сторонником идеи вечного присутствия разума и разумной жизни во Вселенной. По его мнению, «время жизни существ, сознающих себя и природу, отмерено столь же скудно, как и то пространство, в пределах которого существует жизнь и самосознание»1.