2. Единство диалектики и материализма
Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма, являясь его душой. Ее органическое соединение с материализмом стало исторической необходимостью для обеспечения прогресса научного знания и решения назревших социальных проблем. Материалистическая диалектика, созданная Марксом и Энгельсом, опирается на предшествующее духовное развитие человечества. Ее непосредственными теоретическими источниками были: разработка диалектического метода немецкими идеалистами, фейербаховский материализм и великие естественнонаучные открытия, обнаружившие, что «в природе все происходит диалектически». Вместе с тем решающим фактором ее становления явилась социальная практика в виде пролетарской классовой борьбы. Поэтому классики марксизма с самого начала открыто провозгласили, что материалистическая диалектика является теоретическим выражением практики, осуществляющей «человеческую эмансипацию».
Марксистскую диалектику нельзя рассматривать как механическое соединение диалектики Гегеля и материализма Фейербаха. Это было бы не просто грубым упрощением, но и не соответствующим существу дела. В действительности названные предпосылки были капитально переработаны и развиты на основе обобщения и осмысления общественно-исторического опыта, достижений естественных и общественных наук.
Исходным пунктом понимания диалектики основоположниками марксизма было материалистическое решение основного вопроса философии. Если диалектика Гегеля – идеалистическая, то диалектика Маркса – материалистическая. «Мой диалектический метод по своей основе, – подчеркивал Маркс, – не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»1. На место логического самодвижения понятий, которое имеется у Гегеля, Маркс ставит объективный процесс развития материального мира. Материалистическая диалектика рассматривает каждую форму действительности в ее движении, следовательно, также и с преходящей стороны. Она, как отмечал Маркс, «ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна».
Осуществляя коренную переработку метода Гегеля, Маркс в «Капитале» выводит принципы диалектического метода из теоретического обобщения диалектики общественных процессов. Такую же направленность имеют и работы Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы», посвященные философскому обобщению достижений естествознания второй половины XIX века.
На основе материалистического истолкования единства мышления и бытия Энгельс определяет единство и различие объективной и субъективной диалектики. Он отмечал, что объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление является отражением господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Таким образом, диалектика понятий есть сознательное отражение диалектического движения объективного мира. При этом объективная диалектика первична, а «диалектика головы – только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории».
В развитии диалектического способа мышления Энгельс выделил несколько исторических форм. Исторически первая форма диалектики, в которой «диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте», формируется в древнегреческой философии. Второй исторической формой диалектики является классическая немецкая философия в лице Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Диалектика, утверждал в свое время Энгельс, является «единственным, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим теперешней стадии развития естествознания». Без сознательного усвоения и применения материалистической диалектики как «высшей формы мышления», по Энгельсу, не может успешно развиваться наука, без нее ученые становятся жертвами метафизики. Он выдвинул идею о необходимости тесного союза философии и естествознания.
Энгельс выделил также исторические формы материализма: атомистический материализм античности, материализм XVIII в., современный ему диалектический материализм. Материалистическая диалектика Марксом и Энгельсом рассматривалась как система принципов, законов и категорий. Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделял такие, как принцип материального единства мира, принцип всеобщей связи и развития. К основным законам он относил закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода количества в качество и образно и закон отрицания отрицания.
Создание материалистической диалектики означало возникновение теоретической системы принципов, законов и категорий, которая непрерывно развивается и обогащается новыми результатами познания и общественно-исторической практики. Органическое соединение диалектики и материализма позволило развить их до высшей формы и сформировать монистическое мировоззрение.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества