logo search
Философия

17.5. Процессы жизни общества

Проблематика жизни проходит буквально через всю историю философии. Так, в XIX - XX вв. сложились многочисленные философские школы, известные под названием "философия жизни" (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гасет и др.). В со- циальной философии А. Бергсона общество рассматрива- ется как проявление "жизненного прорыва". Э. Гуссерль обосновывает понятие "жизненного мира". В книге Тейя- ра "Феномен человека" говорится о государстве, нации, цивилизации как воплощении "жизненного порыва", объ- является о возникновении коллективного разума, образо- вании вокруг Земли сферы духа.

Материалистическое понимание истории придало новый смысл понятию "жизнь" применительно к разви- тию общества. К. Маркс употребил понятие "процесс жизни" и для оценки в целом бытия людей как реального процесса их жизни, и для выделения основных состав- ляющих общества на любой ступени его развития, и для открытия доминантной роли способа производства мате- риальной жизни, и для характеристики самого процесса труда, и в анализе других существенных отношений об- щества.

Вполне очевидна семантическая содержательность понятия "процессы жизни общества". Поясним сказанное в форме вопросов-ответов. Что означает словосочетание "жизнь общества"? Оно означает существование и разви- тие общества как целостного социального организма. В свою очередь напомним, что способом бытия общества является человеческая деятельность в ее многообразных формах. Какой смысл скрывается в словах "процессы жизни общества"? Тот смысл, что совершается последова- тельная смена состояний, стадий развития общества. От-

300

сюда также направленность этого понятия на выявление динамики, источников, движущих сил развития общества как сложной системы.

Если категория "общественно-экономическая фор- мация" обозначает исторические ступени развития обще- ства, то категория "процесс жизни" существенно дополня- ет ее в том смысле, что она позволяет уяснить общество в его синхронном срезе, выявить одновременное сосущест- вование различных формаций, укладов, переходных форм в материальной, социальной, политической, духовной жизни сообществ людей.

Исследуя основные процессы общества, К. Маркс открыл и сформулировал основной закон материалисти- ческого понимания истории: "Способ производства мате- риальной жизни обусловливает социальный, политиче- ский и духовный процессы жизни" (29. Т. 13. С.7). Этот закон раскрывает качественную интегративную опреде- ленность общества как системы. Сказанное в определен- ной мере применимо и к другим его общим законам.

Известно, что общество рассматривается также и в аспекте расчленения его на сферы. Как правило, называ- ют материальную, социальную, политическую, духовные сферы жизни общества. Такой подход позволяет более конкретно выявить составные части (элементы) общества как системы в горизонтальном срезе. Однако рассматрива- ются сферы обычно в статике, без достаточного учета взаимосвязей, без выяснения интегративной качественной определенности общества как системы и целенаправлен- ности его развития. Поэтому более продуктивным являет- ся изучение общества в аспекте основных процессов его жизни.

В процессах жизни общества реализуется и прояв- ляется образ жизни людей. Их субъект один и тот же - это сообщества (этносы, классы, слои и др.), индивиды с при- сущими им многообразными формами деятельности. Об- раз жизни обусловлен существенными чертами как фор- мации, так и особенностями соответствующих процессов жизни. Образ жизни в свою очередь конкретизируется в уровне жизни (его количественная определенность), каче- стве жизни (качественная определенность), стиле жизни (как объекте индивидуального выбора, индивидуальных

301

или групповых склонностей, вкусов). Представляют инте- рес опубликованные ООН в 1991 г. данные об уровне жизни в 160 странах мира по таким показателям, как эко- номическое положение, продолжительность жизни, об- разование. Верх таблицы выглядит следующим образом: Япония, Канада, Исландия, Швеция, Швейцария и Нор- вегия. Однако по "качеству жизни", а оно определялось новыми параметрами (безопасность граждан, экология, количество печатной продукции на душу населения и т.д.), Исландия переместилась с третьего места на первое. Можно сказать, что образ жизни людей является по- казателем культуры как нормативно-ценностной структу- ры, регулирующей индивидуальное и групповое поведение. Образ жизни людей правомерно рассматривать также как интегративную качественную определенность общества.

Таким образом, понятие "основные процессы жизни общества" является наиболее соответствующим для рас- крытия системности общества. Оно включает формаци- онный срез развития общества (по вертикали, историче- ские ступени), охватывает горизонтальный срез обществ (по сферам), взаимопроникает с образом жизни людей, указывает на направленность развития общества - рас- крытие сущностных сил человека. Как видно, системный анализ общества предполагает не только установление его составных элементов, но и раскрытие взаимосвязей между ними, включая субординационную связь. Также требуется выяснение качественных системных определенностей в отличие от свойств образующих систему элементов. В итоге формируется понимание общества не как простой совокупности, суммы основных процессов жизни, а как целостного организма, сложнейшей системы. В этом, кстати, ключ к разрешению сформулированного еще Ф. Шеллингом познавательного парадокса: как познавать целое раньше частей, если это предполагает знание час- тей раньше целого.

Материальный, социальный, политический и ду- ховный процессы жизни являются основными составны- ми (элементами) общества как целостной развивающейся системы.

302