logo
Философия

1.4. Структура философского знания

При всей своей важности основной вопрос фило- софии не исчерпывает, разумеется, всего содержания отношения человека к миру. В структуре философского

12

знания особо выявляется его ценностный аспект. Чело- веку свойственно всё предметное многообразие бытия и своих общественных отношений оценивать в поняти- ях добра и зла, справедливого и несправедливого, идеала и реальности, истины и лжи, красоты, гуманности, счастья и несчастья, разумного и неразумного и т.д. Воспринятая сквозь призму подобных оценок дейст- вительность придает мировоззрению человека соот- ветствующую духовную ориентацию: оптимизм или пессимизм, конформизм или нигилизм, апологетику или критичность, нетерпимость или толерантность, консервативность или революционность и т.п. Выра- жающее потребности и интересы людей их ценностное отношение к миру определяет направленность человече- ских действий в сферах материального производства, тех- ники, политики, науки, духовной культуры, быта.

Тем самым в осмыслении системы "человек-мир" обозначается еще одна составляющая философского зна- ния - его собственно социальный аспект. Про- блема здесь в том, что сам человек - активное начало природы и социального бытия. Своей возрастающей производственно-технической деятельностью он вносит в мир существенные изменения. Ныне это ощущается все более неоспоримо. Никогда еще человек не взимал с природы столько дани и никогда не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал. Интен- сифицируются глобальные процессы энерго- и массообме- на, преобразования вещества, создания сложнейших тех- нических систем, компьютеризации и информатизации. Они протекают в условиях чрезвычайного углубления и обострения экологического кризиса и социальных проти- воречий. Возникает вопрос о мере допустимого воздейст- вия человека на природу и свое собственное бытие, об от- ветственности людей за их творения. На пороге нового ты- сячелетия сформулированный Кантом вопрос "Что я дол- жен делать?" встает перед каждым человеком и в первую очередь перед тем, кто приводит в движение все более мо- гущественные силы современной техники. Смысл ее разви- тия и совершенствования видится ныне только в гуманиза- ции социального бытия, в создании достойной человека ноосферы.

13

Итак, в содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы - "мир", "человек", "человек-мир". Ими образуется специфика предмета философии как формы общественного созна- ния. Философия - это исторически изменяющаяся систе- ма фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориен- тирующих людей в их социальных действиях.

Соответственно отмеченным ранее сторонам отно- шений в системе "человек-мир" следует дифференциро- вать и само философское знание. Его структуру можно в самом общем виде выразить схемой:

Здесь в качестве разделов философии выделяют- ся: онтология - философия бытия, учение о фундамен- тальных принципах существования природы, общества, человека; гносеология - теория познания, раздел фило- софии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины; аксио- логия - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни; праксеология - философия соци- ального (человеческого) действия, теоретическое рас- смотрение проблем человека как субъекта обществен- ных отношений и социальных изменений.

Не в каждом философском учении четко просмат- ривается данная структура. Могут акцентироваться в большей степени, например, проблемы гносеологии, чем онтологии, или онтологии, чем аксиологии. И все же в историческом процессе развития философии вполне оп- ределенно выявились ее ориентированные на человека "узлы" мировоззренческих размышлений: бытие, позна- ние, ценность, социальное действие.

14

Предложенная структура философского знания, конечно, не является единственно возможной. Сейчас выходят работы, где в качестве существенных фрагмен- тов философии выделяются социальная философия, антропология, философия политики, философия эко- номики, философия любви и т.д. В нашей книге из- лагается общее системное видение предмета филосо- фии.