logo
Философия

12.3. Ценности, идеалы, нормы

Мотивы деятельности человека имеют обществен- ную природу. Фиксируя его потребности и интересы, они вместе с тем соотносятся с господствующими в обществе ценностями, во многом определяются ими.

В широком смысле слова ценность - это положи- тельная значимость объектов (чувственных или абстракт- ных) для человека, их достоинство. Всякий объект, во- влеченный в сферу человеческой жизнедеятельности, "поворачивается" к человеку той или иной стороной и может быть оценен в плане пользы или вреда, красоты или безобразия, допустимого или запретного и т.д. Одна- ко есть более узкий смысл слова, которого мы будем при- держиваться в дальнейшем: под ценностями понимаются абстрактные представления и идеи, выступающие этало- нами должного. В соответствии с этим определением чув- ственные, материальные объекты не являются ценностя- ми, но они тесно связаны с последними, так как высту- пают в качестве средств их реализации. К ценностям же относятся, в частности, мир между людьми, жизнь чело- вечества (общечеловеческие ценности), представления о добре и зле, социальной справедливости, свободе, равен- стве, правах и обязанностях людей (социально-классовые ценности), о дружбе, любви, доверии (ценности общения), творчестве, познании истины (ценности деятельности), красоте и безобразии (эстетические ценности), вере и свя- тости (религиозные ценности) и т.д.

В различных общественных системах ценности про- являются в обычаях, нравственности, общественном мне- нии, вкусах и т.д. Их закрепление в сознании людей носит преимущественно нечеткий и интуитивно-эмоциональный характер.

В отличие от цели ценность не содержит более или менее ясного образа деятельности, не обладает какими-либо пространственно-временными характери- стиками. Однако она придает смысл всей жизнедея- тельности человека, образует основу его отношения к окружающей действительности и к самому себе. Благо- даря ценностям у человека вырабатывается определен- ная жизненная позиция, формируются способности к выбору целей и сознательному руководству собственным

179

поведением, преодолению непосредственных побужде- ний. Иными словами, ценности составляют основание свойства человеческого сознания, называемого рефлек- сией.

Ценности - необходимое условие формирования че- ловеческой личности. Разрушение ценностных систем чревато негативными последствиями. Личность дегради- рует, становится аномальной, если ломается ее смысло- жизненный стержень. Такие явления, как рост преступ- ности, алкоголизм, наркомания, получившие широкое распространение в жизни нашего общества в последнее время, в немалой степени связаны с дискредитацией ус- тоявшихся систем ценностей.

Не менее опасна другая крайность - превалирова- ние ценностей в жизнедеятельности человека, попытки безоговорочно подчинить ее однажды усвоенным пове- денческим клише. "Не поступиться принципами!" - главная жизненная установка людей такого сорта. Здесь ценности становятся фрагментами иллюзорного, лож- ного сознания, идеологии, где идеи превращаются в пер- вичную силу по отношению к земным источникам их происхождения, к действительным интересам людей. Любые изменения реальности оказываются враждебными таким ценностям. Их носители - это, как правило, люди, которым свойственны догматизм, фанатизм и нравст- венная глухота.

Различая ценности и цели, следует иметь в виду, что разделяющая их граница весьма условна и относи- тельна. В пестром перечне целей, в их иерархии есть такие воображаемые цели, к которым субъект в своей деятельности стремится приблизиться, но никогда их не достигает. Такие цели называются идеалами. Идеал вместе с тем обладает всеми признаками ценности. Он есть высшая ценность, определяющая направление и способы общественного или индивидуального развития. Таковы идеалы красоты, человеческого совершенства, общественного устройства и т.д. Общественные идеалы выступают как последние основания целей и сила, орга- низующая людей ради решения конкретных, исторически назревших задач.

Близки идеалам социальные нормы, хотя и отли- чаются от них более конкретным, инструментальным

180

характером. Социальная норма - это общепризнанное в данном сообществе средство оценки существующих и складывающихся ситуаций, а также правило их воспроиз- ведения и изменения. Важнейшая функция социальной нормы - регуляция поведения членов данного сообще- ства, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Вопрос о том, как соотносятся ценности со зна- ниями о внешнем мире, привлекал внимание многих поколений философов. Особое значение ему придава- лось в рамках поверхностных, в частности, созерцатель- но-материалистических представлений о назначении философии и науки. В соответствии с ними всякая фи- лософия и наука рассматривают мир "как он есть", кон- статируя лишь то, что имеется в наличии и нисколько не влияя на действительность. Но тогда ценности пол- ностью выпадают из научного рассмотрения. Доброе, например, это не то, что "есть", а что "должно быть". Идеал, в соответствии с которым мы должны поступать, никоим образом не обнаружим при научном исследова- нии внешних предметов. Поэтому наряду с научным способом мышления следует допустить возможность иного, ценностного видения мира.

Диалектический материализм устанавливает между ценностями и знаниями глубокие и тесные взаимосвязи. Конечно, деятельность человека строится в соответствии с его ценностными установками. Но если они противо- речат законам развития внешнего мира, то весьма скоро обнаруживают свою утопическую сущность. Так проис- ходит отбор ценностей. Действительные ценности соот- ветствуют закономерностям внешнего мира и содержат знания о нем. Например, идеалы революционно настро- енных масс всегда выражали протест против сущест- вующей несправедливости и устремления к полной справедливости. Одновременно в неосознанной форме они отображали тенденции, законы исторического раз- вития общества. Осознавались же они в общественной теории. Поэтому наука об обществе всегда имеет ценно- стный характер. В ней ценности принимают форму на- учного мировоззрения.

181