logo
Философия

6.3. Исторические формы диалектики

Если в природе и в обществе все в конечном счете со- вершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческом сознании. Оно само - способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера - мир чувств, переживаний; знания, мысли, ценностей, духовных установок и ориентации; морали, науки, философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих сторонах воспроизводится стихийно в обыденном челове- ческом мышлении. Так, народным сознанием фиксируется наблюдающееся единство противоположностей в поговор- ках типа "нет худа без добра", "воля заведет в неволю", "счастье с несчастьем двор обо двор живут" и др. Для фило- софии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов, происходящих в сфе- рах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалек- тика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов, идеали- стическую диалектику и материалистическую диалектику.

В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотноше- ния единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия. Если обращение древних философов к подоб- ным идеям имело в общем характер ценных, стихийных диалектических догадок, то немецкие философы XVIII- XIX вв. свои размышления о развитии приводили в соз- нательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистической диалектики стало уче- ние Гегеля. Он признает ведущим ее началом принцип

80

противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего раз- вития, формулируя главные его законы. Но как объектив- ный идеалист Гегель видит основу диалектики исключи- тельно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диа- лектика свое предназначение сводила в конечном счете только к рациональной интерпретации "разумной" дейст- вительности для примирения с нею. И все-таки в эво- люции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское учение - ступень преходящая. Новое качество теория диа- лектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазви- тия гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как "наука о всеобщей связи", "наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления" (29. Т.20. С. 145).

Вместе с тем в философии наших дней воспроизво- дятся и различные модификации иного понимания диа- лектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Та- кова, например, экзистенциалистическая версия диалек- тики. Ее приверженцы (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.) исходят в интерпретации диалектики из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия, трактуемого к тому же пре- имущественно в духе погружения одинокого индивида в коллизии личного сознания. Мир смысложизненных пере- живаний субъекта, особенности его духовного состояния и противоречий существования в пограничных ситуациях (страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.) характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств, мыслей и действий людей. Их диалектику нужно безус- ловно знать. Вместе с тем ограничивать ее компетенцию, что свойственно теоретикам экзистенциализма, только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой - при отрицании универсальной объективной диалектики бытия - крайне уязвимо и фило- софски несостоятельно.

81

Одним из вариантов идеалистического понимания диалектики является ее истолкование неотомистами, со- временными последователями учения религиозного фи- лософа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритен, Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществова- нии Бога и природы с момента акта творения мира.

В отличие от сугубо религиозной версии диалектики с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми проти- воречиями, определяемого высшими силами человече- ского бытия, приверженцы так называемой "негативной диалектики" сосредоточивают внимание на критике суще- ствующей действительности. Группа философов Франк- фуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) возводят в ранг главного мировоззренческого принципа идею универсального отрицания. Они определяют диалек- тику как "последовательное осознание неидентичности", как безоговорочное "анти", "контра", "нет" всему позитив- ному. Отрицание - на самом деле один из важнейших элементов диалектики - превращается ими в абсолют, в акт всеобщего отречения.

В каждом конкретном случае подобные теоретиче- ские доктрины нуждаются в специальном анализе. В них могут содержаться ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя в общем такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

В отличие от них материалистическая диалектика представляет собой философское понимание мира в его целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диа- лектики как теоретической системы составляют ее эле- менты: категории, законы, принципы и концепции.