logo
Философия

3.1. Формирование понятия материи

В истории философии понятие материи возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить един- ство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в античности породили стремление найти устойчивую, со- храняющуюся при любых изменениях конечную основу многообразных вещей и явлений - субстанцию. Отожде- ствляя ее с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из элементов которой обра- зуются все вещи. Так, ионийская философия (VII - VI вв. до н.э.) пыталась свести бесконечное многообразие види- мого мира к одному общему конкретному началу: Фалес - к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Однако тот факт, что каждый философ признавал свое особое на- чало, опровергал принципиальную установку ионийской школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время ни одно из них не было достаточным для объяснения всего существующего.

В поисках более адекватного описания мира сле- дующее поколение древнегреческих материалистов при- ходит к признанию множественности начал. Такими на- чалами Эмпедокл считал четыре элемента - огонь, воздух, воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии - "семена" всевозможных веществ - так же качественно раз- нообразны, как и вещества природы. Новой синтезирую- щей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкип- па, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах бы- ло одним из самых плодотворных завоеваний человече- ской мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объ- яснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молеку- лярно-кинетическую теорию тепловых процессов, перио- дическую систему Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что атомистическая

38

концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и другую идею, которая получила развитие в Новое время. Это - идея общности свойств и физического строения материи.

В рамках учения о материи как субстанции филосо- фы Нового времени акцентировали свое внимание на ее атрибутивных свойствах. Сущность материи ими виделась не столько в телесности, как определяющем ее признаке, сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость, инертность, плотность и т.п. Так, родо- начальник английского материализма Ф. Бэкон, в целом высоко оценивая античных материалистов, полагал, что они не правы, когда за основу принимают нечто частное и тленное. Принцип всех вещей, считал он, должен обладать свойствами универсальности и неуничтожимости. Дж. Локк связывает идею материи с протяженной плотной субстан- цией. Подобные взгляды развивает и М. Ломоносов, пола- гая, что такие качества, как протяженность, сила, инерция, фигура, движение вполне достаточны для характеристики сущности материи. Вместе с тем материалисты Нового вре- мени не ограничиваются в трактовке материи лишь ее свой- ствами, они говорят и о субстрате ("началах", "элементах", "корпускулах", "атомах") как их носителе. Таким образом, материалистическая традиция в истории философии исхо- дила в основном из двух принципов - материя рассматри- валась или как всеобщая вещественная основа, или как со- вокупность специфических свойств. Правда, часто оба принципа воплощались в одной ее модели, которую можно назвать субстратно-атрибутивной. Такого рода представления, однако, не позволяли выразить понятие материи в непроти- воречивой форме. Получалось, что каждое последующее от- крытие, коренным образом изменявшее представление о свойствах и строении конкретных веществ, "разрушало", ка- залось бы, установившееся понятие материи.

Но следует сказать, что в этот, более чем двухты- сячелетний, период развития философии наметились и зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий фило- соф Анаксимандр рассматривал первоосновой всего существующего бесконечную неопределенную и бес- предельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию - "апейрон". Преодолеть бытовавшие долгие столетия подмену понятия материи одним из ее видов удалось

39

французскому материалисту Нового времени П. Голь- баху, который полагал, что "по отношению к нам мате- рия вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различ- ных... изменениях, производимых в нас этими вещест- вами" (17. С.84-85). Если у Анаксимандра трактовка материи была лишена чувственной конкретности пер- вовещества, то в определении П. Гольбаха мы встреча- емся с принципиально новым подходом - понимание материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом истолковании материи.