logo
Философия

11.1. Сознание как философский феномен

На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глу- бокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обла- дающие сознанием; как осуществляется переход от ощу- щений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.

Первые анимистические представления (anima - дух) связывались с верованием людей в духов как в дви- жущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нема- териальной субстанции - "души", обладающей самостоя- тельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализи- рованной форме была воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоя- тельным существованием, якобы творящим и порождаю- щим окружающий мир, управляющим его движением и развитием. Представители идеализма так или иначе на- стаивают на первичности сознания по отношению к ма- терии, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом сознание независимо от мозга развивает- ся имманентно, самопроизвольно и может быть понятно исключительно из самого себя. В античной философии такой взгляд был свойствен Платону, который впервые выделяет понятие идеального как некой противополож- ности чувственно-предметному, материальному. Идеаль-

150

ное (бестелесный разум) - предводитель и источник гар- монии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим человеческое поведение. В сред- ние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.

Идеализм в понимании сознания присущ и дуализ- му. Согласно воззрениям его приверженцев, психическое и физиологическое независимы друг от друга. В частно- сти, в дуалистической концепции Р. Декарта природа и дух представляют собой два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а духа - спо- собность мыслить. Подобно тому как идея не имеет про- тяженности, рассуждал Декарт, так и тело не может мыс- лить. При этом понятие сознания у него отождествляется с мышлением, которое выражает все то, что происходит в нас в процессе восприятия. Иными словами, Декарт ис- толковывает сознание как замкнутый в себе внутренний мир человека.

Взгляды Декарта оказали значительное влияние на последующее решение проблемы сознания в истории фило- софии: с одной стороны, они послужили отправной точкой для дальнейшего развития механистической, натуралистиче- ской линии анализа поведения человека и элементарных психофизических процессов, с другой - развитию идеали- стического представления о природе сознания.

Материалистическая линия понимания сознания прослеживается со времен древней философии. Античные мыслители (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) учили, что сознание зависит как от тела человека, так и от воздейст- вия окружающих его вещей. Такой подход к сознанию был воспроизведен французскими материалистами XVIII в. (Д. Дидро, К. Гельвеции и др.). Они понимали сознание как функцию мозга и отражение действительно- сти, отстаивали реальность сознания как активного фак- тора жизнедеятельности человека.

Идеалистическое же направление получает даль- нейшее обоснование у Г. Лейбница, а также у И. Канта и Гегеля. В учении Лейбница сознание как замкнутое в себе внутреннее образование предстает общим принципом бы- тия. Согласно Канту, сознание абсолютно самостоятельно

151

по отношению к внешнему миру, в своих принципах и априорных (доопытных) формах рассудка оно независимо от действительности.

Для Гегеля сознание есть дух, который начинает в стихии логики свое становление от "бездуховного" и доходит до абсолютного знания. Он полагал, что сознание человека определяется историческими формами общественной жиз- ни, а рассмотрение духа является истинно философским лишь тогда, когда он понимается как воплощение вечной идеи.

Признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц), постановка вопроса о социально-исторической основе сознания, утверждение принципа диалектики и ис- торизма в анализе его сущности (Гегель), акцентирование зависимости психики человека от его телесной организа- ции и выделение качественной специфики мышления (Фейербах), фиксирование определяющей роли природы по отношению к сознанию и деятельности человека, вы- деление потребностей как побудительных мотивов взаи- модействия человека с миром (русские революционные демократы) - все эти аспекты феномена сознания и его возникновения явились значительным прогрессом в ре- шении данной проблемы.

Вместе с тем мыслители прошлого не смогли дойти до понимания сознания как продукта социально- исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного преобразова- ния людьми действительности. Эти принципиально важ- ные аспекты проблемы сознания были успешно осмысле- ны философией диалектического материализма, которая исходит из органической взаимосвязи человека и природы, рассматривая последнюю как определяющее и первичное начало по отношению к сознанию. Сознание выступает как особое свойство высокоорганизованной материи. Бу- дучи специфическим свойством мозга, сознание дает иде- альное отражение внешнего мира. Оно возникло и разви- валось в тесной связи с развитием мозга. Наше сознание является продуктом вещественного телесного органа - мозга. Это не вещество мозга и не другая какая-нибудь материя, а способность субъекта отражать вне нас сущест- вующий мир в виде живого образа материального мира. Отражение материи в сознании человека выступает как

152

его внутренний, духовный мир. Человек воспринимает мир при помощи мозга, но сознание не просто функция мозга, а функция специфического типа взаимоотношения человека с миром. Суть его в том, что сознание возникает на определенной ступени развития материи при появле- нии соответствующих условий, необходимых для жизни. Поэтому сознание представляет собой особую форму от- ражения, способ регуляции взаимоотношений человека с окружающей действительностью, возникающих на основе его практической преобразовательной деятельности.

В современной немарксистской философии многие мыслители придерживаются идеалистических воззрений на проблему сознания. Так, приверженцы "философии жизни" (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше и их по- следователи) трактуют сознание как неотделимую от бы- тия реальность в формах "воли", "воли к власти", "жизненного порыва", "жизненного разума" и т.п. Созна- ние здесь берется в своей непосредственной слитности с "жизненной реальностью" как вид бытия, как некая спон- танная самопроизвольная сила.

Иную модификацию идеализма предлагает филосо- фия феноменологии (Э. Гуссерль). Для феноменологов сознание - реальность, в формах которой нам дан мир. Сознание есть та первичная основа, в которой "творятся" и "рождаются" исходные смыслы всех форм человеческой активности.

Особую известность получило учение 3. Фрейда. Он рассматривает психику человека как сложно организован- ную систему с. тремя сферами: "Оно" (глубинный слой бессознательных влечений), "Я" (сфера социального, по- средник между бессознательным и внешним миром), "Сверх-Я" (социальность внутри сознания человека; ин- станция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура). Фрейд, по существу, ре- дуцирует сознание к бессознательному, считая, что "Я" превращает обыкновенную волю инстинктов "Оно" в дей- ствие, как будто бы это было его собственной волей. Здесь при верном фиксировании важной роли в поведе- нии человека неосознаваемых явлений психики все же неправомерно принижается значение социальной состав- ляющей сознания.

153

Вместе с тем сознание находится в сложном взаи- модействии с различными формами неосознанных, бес- сознательных актов, определяющих поведение личности. Некоторые из этих актов совершаются автоматически, не подконтрольны сознанию (концепция установки Узнад- зе). В тех случаях, когда бессознательное вторгается в сознание, и последнее не способно противостоять ему, происходят различные психические расстройства (страх, навязчивые и бредовые идеи, состояние тревоги и т.п.).

На формирование сознания решающее воздействие оказывает культура в целом, в то же время и бессознатель- ное на уровне ощущений, влечений, страстей и т.п. детер- минирует сознательные действия и поступки. Бессозна- тельное накапливается в виде информации, определяющей вкусы, привычки и т.п., и остается в памяти человека, в том числе и в виде социального опыта человечества (архетипы, традиции), что оказывает так или иначе воздействие на соз- нание. С другой стороны, накопленные знания, опыт, со- циокультурные традиции в процессе становления личности выступают решающим фактором формирования сознания, они в целом и определяют то, что человек - это, в первую очередь, сознательное существо.

Сознание существует как субъективный образ объ- ективного мира, как способ социальной регуляции чело- веческой деятельности. Оно есть идеальное в том смысле, что образ - это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека. Иное дело, что этот образ, если он верно отражает мате- риальное, объективен по своему содержанию.

С уяснением природы подсознательного нередко свя- зана и определенная область психологических исследова- ний - так называемая парапсихология. Данное направление ведет изучение форм чувствительности, обеспечивающих способы приема и передачи информации, не объяснимые известными органами чувств ("сверхчувственное воспри- ятие"). Речь идет о таких явлениях, как телепатия, экстра- сенсорика и т.п. Множество факторов, свидетельствую- щих о наличии сверхчувствительного восприятия, не дает основания отвергать существование неизвестных науке форм чувствительности, а следовательно, и возможности расширения границ познания. Вместе с тем для изучения подобного рода явлений еще не разработан соответст- вующий понятийный аппарат и методы познания. Тем

154

самым не следует переоценивать значимость имеющихся необъяснимых современной наукой фактов.