11.1. Сознание как философский феномен
На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глу- бокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обла- дающие сознанием; как осуществляется переход от ощу- щений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.
Первые анимистические представления (anima - дух) связывались с верованием людей в духов как в дви- жущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нема- териальной субстанции - "души", обладающей самостоя- тельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.
Вера в первичность и вечность духа в рационализи- рованной форме была воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоя- тельным существованием, якобы творящим и порождаю- щим окружающий мир, управляющим его движением и развитием. Представители идеализма так или иначе на- стаивают на первичности сознания по отношению к ма- терии, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом сознание независимо от мозга развивает- ся имманентно, самопроизвольно и может быть понятно исключительно из самого себя. В античной философии такой взгляд был свойствен Платону, который впервые выделяет понятие идеального как некой противополож- ности чувственно-предметному, материальному. Идеаль-
150
ное (бестелесный разум) - предводитель и источник гар- монии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим человеческое поведение. В сред- ние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.
Идеализм в понимании сознания присущ и дуализ- му. Согласно воззрениям его приверженцев, психическое и физиологическое независимы друг от друга. В частно- сти, в дуалистической концепции Р. Декарта природа и дух представляют собой два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а духа - спо- собность мыслить. Подобно тому как идея не имеет про- тяженности, рассуждал Декарт, так и тело не может мыс- лить. При этом понятие сознания у него отождествляется с мышлением, которое выражает все то, что происходит в нас в процессе восприятия. Иными словами, Декарт ис- толковывает сознание как замкнутый в себе внутренний мир человека.
Взгляды Декарта оказали значительное влияние на последующее решение проблемы сознания в истории фило- софии: с одной стороны, они послужили отправной точкой для дальнейшего развития механистической, натуралистиче- ской линии анализа поведения человека и элементарных психофизических процессов, с другой - развитию идеали- стического представления о природе сознания.
Материалистическая линия понимания сознания прослеживается со времен древней философии. Античные мыслители (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) учили, что сознание зависит как от тела человека, так и от воздейст- вия окружающих его вещей. Такой подход к сознанию был воспроизведен французскими материалистами XVIII в. (Д. Дидро, К. Гельвеции и др.). Они понимали сознание как функцию мозга и отражение действительно- сти, отстаивали реальность сознания как активного фак- тора жизнедеятельности человека.
Идеалистическое же направление получает даль- нейшее обоснование у Г. Лейбница, а также у И. Канта и Гегеля. В учении Лейбница сознание как замкнутое в себе внутреннее образование предстает общим принципом бы- тия. Согласно Канту, сознание абсолютно самостоятельно
151
по отношению к внешнему миру, в своих принципах и априорных (доопытных) формах рассудка оно независимо от действительности.
Для Гегеля сознание есть дух, который начинает в стихии логики свое становление от "бездуховного" и доходит до абсолютного знания. Он полагал, что сознание человека определяется историческими формами общественной жиз- ни, а рассмотрение духа является истинно философским лишь тогда, когда он понимается как воплощение вечной идеи.
Признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц), постановка вопроса о социально-исторической основе сознания, утверждение принципа диалектики и ис- торизма в анализе его сущности (Гегель), акцентирование зависимости психики человека от его телесной организа- ции и выделение качественной специфики мышления (Фейербах), фиксирование определяющей роли природы по отношению к сознанию и деятельности человека, вы- деление потребностей как побудительных мотивов взаи- модействия человека с миром (русские революционные демократы) - все эти аспекты феномена сознания и его возникновения явились значительным прогрессом в ре- шении данной проблемы.
Вместе с тем мыслители прошлого не смогли дойти до понимания сознания как продукта социально- исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного преобразова- ния людьми действительности. Эти принципиально важ- ные аспекты проблемы сознания были успешно осмысле- ны философией диалектического материализма, которая исходит из органической взаимосвязи человека и природы, рассматривая последнюю как определяющее и первичное начало по отношению к сознанию. Сознание выступает как особое свойство высокоорганизованной материи. Бу- дучи специфическим свойством мозга, сознание дает иде- альное отражение внешнего мира. Оно возникло и разви- валось в тесной связи с развитием мозга. Наше сознание является продуктом вещественного телесного органа - мозга. Это не вещество мозга и не другая какая-нибудь материя, а способность субъекта отражать вне нас сущест- вующий мир в виде живого образа материального мира. Отражение материи в сознании человека выступает как
152
его внутренний, духовный мир. Человек воспринимает мир при помощи мозга, но сознание не просто функция мозга, а функция специфического типа взаимоотношения человека с миром. Суть его в том, что сознание возникает на определенной ступени развития материи при появле- нии соответствующих условий, необходимых для жизни. Поэтому сознание представляет собой особую форму от- ражения, способ регуляции взаимоотношений человека с окружающей действительностью, возникающих на основе его практической преобразовательной деятельности.
В современной немарксистской философии многие мыслители придерживаются идеалистических воззрений на проблему сознания. Так, приверженцы "философии жизни" (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше и их по- следователи) трактуют сознание как неотделимую от бы- тия реальность в формах "воли", "воли к власти", "жизненного порыва", "жизненного разума" и т.п. Созна- ние здесь берется в своей непосредственной слитности с "жизненной реальностью" как вид бытия, как некая спон- танная самопроизвольная сила.
Иную модификацию идеализма предлагает филосо- фия феноменологии (Э. Гуссерль). Для феноменологов сознание - реальность, в формах которой нам дан мир. Сознание есть та первичная основа, в которой "творятся" и "рождаются" исходные смыслы всех форм человеческой активности.
Особую известность получило учение 3. Фрейда. Он рассматривает психику человека как сложно организован- ную систему с. тремя сферами: "Оно" (глубинный слой бессознательных влечений), "Я" (сфера социального, по- средник между бессознательным и внешним миром), "Сверх-Я" (социальность внутри сознания человека; ин- станция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура). Фрейд, по существу, ре- дуцирует сознание к бессознательному, считая, что "Я" превращает обыкновенную волю инстинктов "Оно" в дей- ствие, как будто бы это было его собственной волей. Здесь при верном фиксировании важной роли в поведе- нии человека неосознаваемых явлений психики все же неправомерно принижается значение социальной состав- ляющей сознания.
153
Вместе с тем сознание находится в сложном взаи- модействии с различными формами неосознанных, бес- сознательных актов, определяющих поведение личности. Некоторые из этих актов совершаются автоматически, не подконтрольны сознанию (концепция установки Узнад- зе). В тех случаях, когда бессознательное вторгается в сознание, и последнее не способно противостоять ему, происходят различные психические расстройства (страх, навязчивые и бредовые идеи, состояние тревоги и т.п.).
На формирование сознания решающее воздействие оказывает культура в целом, в то же время и бессознатель- ное на уровне ощущений, влечений, страстей и т.п. детер- минирует сознательные действия и поступки. Бессозна- тельное накапливается в виде информации, определяющей вкусы, привычки и т.п., и остается в памяти человека, в том числе и в виде социального опыта человечества (архетипы, традиции), что оказывает так или иначе воздействие на соз- нание. С другой стороны, накопленные знания, опыт, со- циокультурные традиции в процессе становления личности выступают решающим фактором формирования сознания, они в целом и определяют то, что человек - это, в первую очередь, сознательное существо.
Сознание существует как субъективный образ объ- ективного мира, как способ социальной регуляции чело- веческой деятельности. Оно есть идеальное в том смысле, что образ - это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека. Иное дело, что этот образ, если он верно отражает мате- риальное, объективен по своему содержанию.
С уяснением природы подсознательного нередко свя- зана и определенная область психологических исследова- ний - так называемая парапсихология. Данное направление ведет изучение форм чувствительности, обеспечивающих способы приема и передачи информации, не объяснимые известными органами чувств ("сверхчувственное воспри- ятие"). Речь идет о таких явлениях, как телепатия, экстра- сенсорика и т.п. Множество факторов, свидетельствую- щих о наличии сверхчувствительного восприятия, не дает основания отвергать существование неизвестных науке форм чувствительности, а следовательно, и возможности расширения границ познания. Вместе с тем для изучения подобного рода явлений еще не разработан соответст- вующий понятийный аппарат и методы познания. Тем
154
самым не следует переоценивать значимость имеющихся необъяснимых современной наукой фактов.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия