logo
Философия

20.5. Культура и цивилизация

Изучение культуры тесно связано не только с поня- тием идеологии, но и с понятием цивилизации. Эта про- блема, сравнительно недавно приобретшая злободневный интерес, как и проблема культуры, многоаспектна, и по- тому в существующей литературе также находит неодно- значное решение.

357

Термин "цивилизация" означает гражданский, государ- ственный. Французские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. В XIX в. в ходу было употребление этого слова для обозначения высокого уровня культуры народов Западной Европы и даже в ка- честве характеристики капитализма как общественной формации.

Оригинальный взгляд на соотношение культуры и цивилизации высказал русский ученый Н.Я. Данилевский. Он рассматривал цивилизацию как специфический куль- турно-исторический тип. Соответственно им различаются среди других цивилизации: еврейская (с всепроницающим началом религиозной деятельности), греческая (с ее куль- турной деятельностью "в тесном значении этого слова", теоретической - научной, эстетической - художественной, технической - промышленной), римская (где была разви- та и осуществлена с успехом, по мнению Данилевского, одна лишь политическая сторона человеческой деятель- ности), германо-романская, или европейская (с преиму- щественно научным и промышленным характером куль- туры) и славянская (в своей самобытности воплощающая единство всех составляющих культурной деятельности - религиозной, научной, художественной, промышленной, политической, общественно-экономической). Данилевский считал, что нет единой всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих замкнутый характер.

Различны интерпретации цивилизации и в XX ст. Распространена, в частности, теория так называемых ло- кальных, замкнутых цивилизаций, которые присущи тому или иному региону, той или иной стране, тому или иному народу (восточная, африканская, западноевропейская ци- вилизация или цивилизация индийская, китайская, ис- ламская и т.д.). Их множество, они самобытны, неповто- римы и несопоставимы, определяются географическими, этническими, религиозными и другими особенностями (например, концепция множественности цивилизаций А. Тойнби).

Существует и негативное отношение к цивилиза- ции. О. Шпенглер, например, определяет цивилизацию как заключительную стадию развития любой культуры,

358

свидетельство ее деградации вследствие урбанизации мира и машинизации человека (умирая, культура перерождает- ся в цивилизацию). В первом случае понятие цивилиза- ции употребляется опять-таки как синоним культуры, во втором - как определенный этап в ее развитии.

Важно подчеркнуть: цивилизация формируется в связи с переходом от "собирательного" способа жизнедея- тельности человека, для которого характерно присвоение продуктов природы в чистом виде, к производящей эко- номике, стимулирующей активно-творческое, целена- правленно-преобразующее отношение человека к миру и самому себе. Переход к новым способам жизнедеятельно- сти сопровождался общественным разделением труда (отделение ремесла от земледелия, умственного труда от физического), дальнейшей дифференциацией деятельно- сти человека. Формируются, как пишет английский уче- ный В.Г. Чайльд, отличительные признаки цивилизации: крупные оседлые поселения типа городов; монументаль- ные общественные сооружения; наличие системы налогов или регулярного взимания дани с централизованным на- коплением средств; определенное развитие экономики, включая торговый обмен; отделение ремесленников- специалистов; письменность, некоторое развитие зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии); развитое ис- кусство; существование привилегированных классов; го- сударство.

Различаются, таким образом, два основных подхода: первый рассматривает цивилизацию как синоним культуры, второй (социальный подход) - как определенный этап все- мирной истории человечества. В стадиальном аспекте ци- вилизация обычно определяется как такой исторический период в развитии человечества, который характеризуется интенсивным и разносторонним развитием промышлен- ности, техники, науки, искусства, средств связи, город- ского строительства, предметов быта и других культурных ценностей и проявлением соответствующих этому про- цессу общих черт поведения и внешнего облика человека.

Согласно предлагаемой авторской концепции связь культуры с цивилизацией следует рассматривать в трех аспектах. В первом аспекте понятия культуры и цивили- зации в соответствии с традиционным подходом тракту- ются как синонимы, поскольку выражают одно и то же

359

качество: совершенство, компетентность, профессиона- лизм. Во втором аспекте, когда понятие "культура" со всеми своими компонентами - философией, наукой, ис- кусством, религией и моралью мыслится как духовный феномен, оно не совпадает с понятием "цивилизация", которую должно рассматривать как овеществление куль- туры, т.е. как феномен материальный. В этом аспекте проблема взаимосвязи культуры и цивилизации рассмат- ривается прежде всего как проблема соотношения науки и техники, науки и современного научно-технического прогресса со всеми его противоречиями.

Наконец, в третьем аспекте цивилизация в широком смысле рассматривается как историческая ступень разви- тия человечества, наступившая вслед за варварством. "Цивилизация, - писал Энгельс, - является той ступенью, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти про- цесса товарное производство достигает полного расцвета и производит переворот во всем прежнем обществе" (29. Т.21. С.173).

Основываясь на данном положении, попытаемся ус- тановить взаимосвязь цивилизации и культуры. Выше по- нятие культуры выводилось из естественных потребностей труда. От первоначальных истоков процесса труда необ- ходимо, видимо, исходить и в генезисе цивилизации. Ес- ли в эпоху дикости и варварства господствовала соби- рательная производственная технология, то цивилизация возникла на почве преобразующей технологии, вызванной неолитической революцией. Возникновение цивилизации связывается с разделением труда и вытекающим из этого появлением товарно-денежных отношений как регулятора производства и распределения продуктов труда на базе естественно возникших законов стоимости, а в конечном итоге и появления собственности как политико-экономи- ческого отношения.

По Гегелю, собственность в сущности своей есть все- гда и везде частная. Поэтому словоупотребление "частная собственность" равносильно тавтологии "собственная собст- венность", т.е. нонсенс. Альтернативой так называемой частной собственности является не общественная собст- венность, а отсутствие собственности.

360

На естественные факторы природы - воду, воздух, свет и т.п., без чего немыслима жизнь любых существ, а не только человека, - собственность всегда отсутствовала и пока продолжает отсутствовать. Собственность возникла на почве дефицита продуктов человеческого труда в пе- риод преобразующей технологии, легшей в основу циви- лизации. В известном смысле можно прийти к выводу: если труд породил человека, то собственность сыграла решающую роль в переходе человека от дикости и варвар- ства к цивилизации.

Нынешние споры о том, вводить или не вводить ча- стную собственность, в свете рассмотренного положения лишаются смысла. Все дело в том, как практически реа- лизовывать (например, в сельскохозяйственном производ- стве) присущие собственности компоненты (в том числе право на распоряжение), можно или нет производить продажу или покупку земли и т.д. Земля же как таковая, точно так же, как и вода, и воздух, и солнечный свет - т.е. все то, без чего человек вообще не может существовать, - ничья, "божья", как метко еще исстари говорили сами крестьяне. Собственность как политико-экономическая категория исторически возникла на базе нехватки, де- фицита продуктов труда, производимых, используя терми- нологию Маркса, "эксплуататорской цивилизацией".

Таким образом, если труд породил человека, то соб- ственность сыграла решающую роль в переходе человече- ства от дикости и варварства к цивилизации. Условием создания качественно новой цивилизации является все- стороннее развитие духовной культуры как творческой потенции труда. Материализация культуры и всех ее ком- понентов на практике и есть цивилизация.

В цивилизованной реальности складывается тот или иной тип культуры со специфическим содержанием позна- вательной, коммуникативной, преобразующей, ценностно- ориентационной и т.д. деятельности; с особыми предметны- ми формами, способами их производства, распространения и хранения; со своим ценностным сознанием. Формиру- ется культурная среда - целостность с динамически из- меняющимися контекстами. В цивилизационной истории всегда создаются условия, более или менее благоприятные, для перевода уникального во всеобще-универсальное. Из- начально единичные культурные образцы унифицируются,

361

формируя новую культурно-цивилизационную реальность. Это превращение дает повод для афористичной формулы: культура - уникальна, цивилизация - универсальна.

Духовные отношения в условиях цивилизации стан- дартизируются, подвергаются овеществлению и омассовле- нию. Из них уходит человеческое тепло добросердечности, искренности, внимания к ближнему и сострадания, ощу- щение уникальности присутствия человека в мире. Не о таком ли состоянии писал Т.С. Элиот:

"О жизнь, растраченная в существовании...

О мудрость, утраченная в познании...

О знание, потерянное в информации..."

Таким образом, понятие "цивилизация" используется как: а) синоним культуры; б) ступень исторического разви- тия; в) социокультурная организация жизни этноса; г) то общее, в котором выражается качественное состояние че- ловечества (всемирная цивилизация). Цивилизация - это общество во всей целостности и взаимосвязи его сторон, включая и взаимодействие с природой, находящееся на конкретной ступени своего развития.

Всемирная история человечества подразделяется Марксом на предысторию и подлинно человеческую ис- торию. Предыстория включает в себя такие этапы, как: 1) дикость и варварство, основанные на собирательной технологии; 2) цивилизация, функционирующая на прин- ципах качественного преобразования веществ природы на основе отношений собственности. Отсюда - рабовладель- ческая, феодально-крепостническая, капиталистическая и социалистическая общественно-экономические формации в рамках эксплуататорской цивилизации. Цивилизацию "эксплуататорскую" Маркс рассматривает как предысторию человечества, а переход к грядущему высокоорганизован- ному обществу, именуемому им коммунистическим, - как образование принципиально новой цивилизации, т.е. под- линной истории, в условиях которой "социализированный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль".

Необходимой составляющей трудового процесса как материальной основы прогресса человеческой цивилиза- ции является техника.

362