logo
Философия

2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира

Вещи и процессы, свойства и отношения, природа и человек, объективная и субъективная реальность... Что об- щего между столь различными фрагментами мира? Прежде всего то, что они существуют; условием их единства явля- ется бытие. Именно поэтому, прежде чем определить свой- ства и ценность вещей, их состояние - необходимо иметь уверенность в их существовании. Факт бытия может быть обоснованием взаимосвязанности и целостности мира, единства материального и духовного. Уверенность в суще- ствовании и единстве мира всегда служила основанием для того или иного образа мира.

Сознание рисует ту или иную картину бытия, исхо- дя прежде всего из основных мировоззренческих принци- пов. Для обозначения глубинного единства всего сущест- вующего в философии выработано понятие субстанции. Субстанция - то, что лежит в основе всего существующего, суть предельное основание всех вещей и процессов. Фило- софские направления в самом общем плане и обознача- ются по пониманию ими субстанциальности мира. Те философские учения, которые объясняют мир из одной субстанции, называют монистическими. Монизм - такое видение мира, когда основой всего существующего при- знается одно начало, которое может рассматриваться либо как материальное, либо как идеальное. Различают мате- риалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон) и идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с мо- нистическим толкованием мира в философии встречаются и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала - материальное и духовное (Р. Декарт).

Любая философская система уже в силу исходных посылок предполагает не просто описание мира в его всеобщности, а вычленение такой универсальной связи,

35

которая с необходимостью выходит на человека. Миро- воззренческий характер философского знания предопре- деляет соотнесенность рисуемой им целостной картины мира с человеком. В связи с этим обратимся к словам из- вестного физика М. Борна: "Мир образуется из "я" и "не- я", из внутреннего и внешнего мира. Отношение между этими двумя полюсами является объектом любой религии и любой философии. Однако каждое учение изображает по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой картине. Значение, которое придается субъекту, представ- ляется мне тем масштабом, руководствуясь которым мож- но расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на нитку, религиозные верования, философские системы, мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке" (5. С.10).

Мировоззренческая картина действительности мо- жет формироваться и на уровне обыденного сознания, это так называемая жизненная философия, или философия здравого смысла. В любом случае она строится на общих представлениях о мире, которые формируют идеалы, принципы и регулятивы поведения человека, его отноше- ние к другим людям и природе. Общая мировоззренче- ская установка не менее важна и при построении научной картины мира. Не случайно Ньютон свою работу, в кото- рой впервые в науке формулируется научная картина ми- ра (физическая), назвал "Математические начала нату- ральной философии".

Научная картина мира в отличие от теории, которая дает описание, объяснение и прогнозирование относительно конкретного фрагмента реальности (механического, тепло- вого, электромагнитного, химического, биологического и т.д.), представляет собой как бы срез или проекцию кон- кретно-научных знаний о реальности под углом зрения определенного мировоззрения и достигнутого уровня практического освоения мира. Элементами механической картины мира являются такие понятия и принципы, как "материальная точка", "абсолютное время", "абсолютное пространство", "принцип инерции", "принцип дальнодей- ствия", "принцип относительности Галилея" и др. Науч- ная картина мира выделяет существующие в природе об- щие связи и отношения, поэтому наряду с описанием и объяснением природных процессов она служит основани-

36

ем для прогнозирования и формирования новых теорий. Различают общенаучную картину мира, картину мира наук, близких по предмету исследования (например, естествен- нонаучную картину мира) и картину мира специальных наук (химическую, биологическую, астрономическую, фи- зическую).

Научная картина мира несет на себе печать общего уровня материальной и духовной культуры общества и, в свою очередь, сама становится ядром мировоззрения. Эволюция наиболее разработанной картины мира, отно- сящейся к срезу физической реальности, свидетельствует о единстве объективного мира, т.е. такой форме осмысле- ния фундаментальных связей, существующих в природе, которая выступает как система общих логических форм, отражающих реальность процессов в той или иной облас- ти. Объединение в мысли отражает то реальное единство, которое существует в мире.

Особое значение в нашем мире, когда чрезвычайно углубились противоречия между обществом и природой, имеет построение технической (или технологической) и экологической картины мира. Это способствует как более адекватному созданию общенаучной картины мира, так и нахождению регулятивов для оптимального взаимодействия общества и природы, максимального приближения их как бы к изначальному естественному единству.

Итак, понятием бытия охватывается все бесконечное многообразие конкретных форм существования, объек- тивной и субъективной реальности, природы и общества, духовного мира человека, его мыслей и чувств, вообра- жения и эмоций, логико-математических конструкций и научных картин мира. Обозначая все сущее, бытие ока- зывается категорией, недостаточной в силу своей крайней абстрактности для философского мировоззрения. Ведь центральной проблемой бытия в теоретическом и в прак- тическом плане выступает вопрос о формах социального самоопределения человека в мире, выбора им собствен- ных стратегий. Здесь возникают (среди множества других) вопросы о соотношении различных видов существования, о сохраняющемся субстанциальном бытии при исчезно- вении отдельных вещей. Подобные вопросы проясняются с помощью категории материи.

37