logo
Философия

17.1. Понятие системы

Анализ стержневых проблем философии непосред- ственно приводит к вопросам об обществе как целостно- сти, а точнее, - об его системности, о критериях членения исторической действительности, об элементах общества как системы. А под системой обычно понимается сово- купность взаимодействующих тем или иным способом элементов (составных частей).

Существует множество мнений относительно обще- ства. Но никто не отрицает, что общество есть сложное образование. Оно, например, включает материальное про- изводство, государство, духовную жизнь. Также его состав-

285

ляющими являются семья, коллективы, нации, классы. Выяснение элементов общества можно продолжить, но важно заметить, что все элементы общества находятся во взаимосвязи. Более того, в каждой конкретно-истори- ческой ситуации это связи не только координации, но и субординации. Характерно и наличие системных качеств, свойств, присущих не отдельным элементам, а обществу как целостности. Также очевидно, что даже за время од- ного человеческого поколения в обществе происходят оп- ределенные изменения. Сравнение одних этапов истори- ческой действительности с другими позволяет выявить их преемственность, присущее обществу саморазвитие.

Из рассмотренного следует, что системность - это качественная определенность объективно существующего и развивающегося человеческого общества. Системные свой- ства исторической действительности не зависят от того, что люди думают о них. Но тогда социально-философские раз- мышления о системности общества представляют собой в большей или меньшей степени приближение к раскрытию реальных системных связей человеческого общества как субъект-объектной реальности.

Системные представления об обществе можно об- наружить в учениях древних мыслителей. Однако путь концептуализации системных знаний был длительным и противоречивым. Только в XIX - XX вв. были разработа- ны системные теории общества с использованием катего- риального аппарата социальной философии, обширного массива гуманитарного знания и достижений системно- исторического метода. Характерными в этом плане, на- пример, хотя и очень разнотипными, явились "Капитал" К. Маркса, учение М. Вебера об идеальном типе ("Собра- ние сочинений по наукоучению" и др.), "Всеобщая орга- низационная наука (тектология)" А. Богданова, теория "социального действия" Т. Парсонса.

Рассматривая общество как развивающуюся систе- му, будем исходить из следующего: 1) общество есть оп- ределенное единство, целостность; 2) наличие у общества составных частей (элементов, компонентов) и связей ме- жду ними; 3) развитие, определенная целенаправленность общества как системы; 4) существование интегративного, системного качества общества в отличие от свойств и ка- честв образующих его элементов; 5) по отношению к Все-

286

ленной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая чело- веческая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.