logo
Философия

16.1. Понятие закона общества

Понятия "человек", "человеческая деятельность", "общественные отношения", "законы общества" не отно- сятся к однопорядковым, но они взаимопроникают и взаимодополняются, обозначая субстанциональную харак- теристику общества.

271

Развитие социально-философских представлений о законе вообще и законах общества в особенности охва- тывает исторический путь от древнекитайских представ- лений о "дао" и "логосе" Гераклита до идеи Гегеля и Сен-Симона о закономерности исторического процесса и суждений Смита и Рикардо об экономических законах, а от них к материалистическому пониманию истории как естественноисторического, закономерного процесса в марксистской теории.

Ныне широкое признание получило понятие закона общества как философско-социологической категории для обозначения существенных, общих, необходимых, устойчивых, системных отношений социального бытия, формирование, функционирование и воспроизводство которых совершаются в процессе человеческой деятель- ности.

Законы общества, как и законы природы, объектив- ны по своему характеру; их качественное отличие в том, что они есть законы человеческой деятельности и обще- ственных отношений.

Законы общества прежде всего различаются по степени охвата сфер общественной жизни (социальное пространство) и степени продолжительности функциони- рования (социальное время). В связи с этим выделяются три основные группы законов. Это наиболее общие законы, они охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой исто- рии (например, закон обусловленности способом произ- водства материальной жизни существования и развития общества, закон взаимодействия экономического базиса и надстройки). Далее, это общие законы - они функциони- руют в одной или в нескольких сферах и на протяжении ряда исторических этапов (закон стоимости, закон соот- ветствия производственных отношений производитель- ным силам и др.). Наконец, это специфические, или ча- стные законы, присущие отдельным сферам жизни обще- ства и действующие в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимо- сти и др.).

Известны и другие подходы к пониманию и типо- логии законов. Так, в широко распространенном и наи- более известном на Западе, а теперь и у нас, учебнике

272

"Экономика" лауреата Нобелевской премии П. Самуэль- сона в качестве законов рассматриваются повторяющиеся, необходимые связи, отношения в реальном экономиче- ском процессе жизнедеятельности любого общества, ре- шающего триаду проблем: Что производить, Как и Для кого. Исследуется закон убывающей доходности, закон выбора между относительно редкими товарами (закон редкости), закон взаимосвязи выпуска продукции и затрат и др.

Проблема закономерностей общества и их использо- вания продолжает оставаться в ряду наиболее актуальных. Однако здесь встречаются и противоречивые ситуации. Так, значительная часть политологов, политэкономов, со- циологов, философов на Западе сейчас предпочитает не пользоваться понятиями "закон общества" или отрицает его научный статус. В то же время многие из них про- фессионально анализируют существенные, необходимые, повторяющиеся отношения в различных сферах общест- венной жизни (т.е. фактические законы общества) и завершают исследования рекомендациями не столько апологетического характера, сколько имеющими теоре- тическую и практическую ценность. Об этом, к примеру, говорят работы Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Дж. Гелбрейта, П. Сорокина, Т. Парсонса, Д. Белла, А. Тоффлера, доклады Римского клуба и др.