logo
Философия

21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества

Нынешний этап общественного развития, харак- теризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ста- вит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Осо- бая актуальность проблемы предвидения будущего про- диктована сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего за- грязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непо- средственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его кри- териев и перспектив развития общества имеют не толь- ко и не столько теоретический, но и жизненно практи- ческий смысл.

На протяжении всей истории человечества лучшие его представители так или иначе пытались обосновать идеалы и принципы общественного прогресса. Одни из них указывали на невозможность справедливого и ра- зумного устройства жизни, другие, напротив, видели в будущем царство свободы и справедливости.

Исторический пессимизм прослеживается в раз- личных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце мира (эсхатология). Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до страшного суда. В "Откровении св. Иоанна Богослова" этот мотив выражен вполне отчетливо: "Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?".

Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, ис- кусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящего торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж. Пристли, М. Кондорсе, И.Г. Гердер и другие мыслители, хотя особое место она заняла в

383

творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть за- кономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества. Для Гегеля человеческая ис- тория заключена в предшествующем состоянии созна- ния, которое воплощается в материальном мире и даже творит его по своему образу и подобию. Отсюда крите- рием в развитии общества у него выступает прогресс в сознании свободы. Однако сознание свободы - это еще не сама свобода, и потому общественный про- гресс, связанный только с сознанием свободы, не вы- ражает реального прогресса. Другое дело, поскольку ', человеку органически присуща целесообразная дея- тельность, его сознание представляет результаты этой ; деятельности. } В XX веке широкое распространение получили ; концепции цикличности человеческой истории, в кото- рых всемирная история выступает лишь как совокупность >] историй отдельных своеобразных и относительно замкну- j тых цивилизаций, развитие которых проходит стадии воз- i никновения, роста, надлома и разложения (А. Тойнби). ; Спасением от гибели цивилизации может послужить, со- 1 гласно А. Тойнби, духовное совершенствование человече- ! ства на пути создания единой синкретической религии '

будущего.

Многие современные философы просматривают i перспективы будущего человечества сквозь призму 1 концепций информационного общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного ί доступа и современной технологии необходимую ин- формацию; развитие инфраструктуры обеспечения , информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ус- коренной компьютеризации и электронизации общест- ва, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобразо- вания не только в производстве и технологии, но и в социокультурных структурах. Тот же Белл не без ос- нований полагает, что в грядущем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для культуры вообще, приобретет становление нового со-

384

циального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний с помощью компьютерной техники разверты- вается одновременно со становлением постиндустри- ального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекомму- никационной революции: 1) переход от индустриаль- ного к сервисному обществу; 2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуще- ствления технологических инноваций; 3) превращение новой "интеллектуальной технологии" в ключевой ин- струмент системного анализа и теории принятия ре- шений.

Вместе с тем переход к информационному обще- ству связан с переосмыслением традиционного крите- рия социального прогресса, соизмеряемого количест- вом накопленных материальных благ, определяемых ростом валового национального продукта. Данный чис- то количественный показатель потребления природных ресурсов до сих пор лежит в основе экономического развития.

Такого рода идеологическая установка игнорирует возможности биосферы, ее способность восстановления нарушенных процессов. И пока валовой национальный продукт будет считаться мерилом человеческого благо- состояния, считает американский эколог Г. Дейли, препят- ствия на пути к переменам останутся непреодолимыми, ибо рыночная экономика признает только эффективность - у нее нет органов чувств, способных распознать справед- ливость или устойчивость.

Поэтому полагать критерием социального про- гресса рост валового национального продукта, приво- дящий к деградации биосферы, - достояние вчераш- него дня. Социальный прогресс должен соизмеряться не только уровнем потребления материальных благ, но и сохранением пригодной для обитания окружаю- щей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельст- во положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества, определяемого индексом чело- веческого развития.

Индекс развития человеческого потенциала включает в себя следующие основные показатели:

14 Зак. 83 385

— количество здоровья, показателем которого слу- жит степень долголетия, т.е. ожидаемая продолжительность

жизни;

— достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения, включая количество лет обучения;

— уровень жизни, измеряемый на базе реального внутреннего'валового продукта на душу населения.

Следовательно, и социальный прогресс, как необхо- димое условие продолжения человеческой истории, пред- полагает переориентацию с сугубо потребительского пути развития на путь, определяемый мерой достаточного и разумного удовлетворения потребностей с доминирующей установкой на сохранение и поддержание пригодной для обитания окружающей среды.

Осмыслению возможных путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологи- ческой ситуации. В последнее время появилось множество футурологических концепций, в основе которых лежит глубо- кий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизации. По- казательна в этом плане классическая работа Дж. Форрестера "Мировая динамика", в которой показано, что при сохране- нии нынешних темпов развития общества примерно с сере- дины следующего века начнется резкое увеличение смертно- сти из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.

В других докладах Римскому клубу (Г. Кана, Я. Тин- бергена, M Гернье, В. Леонтьева, Э. Ласло, Б. Гаврилиши- на, А. Печчеи и др.) также содержатся пессимистические идеи о наступлении глобальной экологической катаст- рофы.

Подобный вывод разделяют и другие авторы. По свидетельству генерального директора программы ООН по окружающей среде, разрушение окружающей среды ныне достигло таких масштабов, что в конце века мы столкнемся с экологической катастрофой, сравнимой по своим последствиям с ядерной.

Сложность и острота современной экологической ситуации не может не тревожить современное общест- во. В качестве альтернативы сугубо потребительскому вектору развития в 1987 году была разработана концеп- ция устойчивого развития, в которой четко обозначены

386

основные цели и задачи ближайшего будущего чело- вечества. Главная цель новой стратегии - обеспечить выживание человечества путем преодоления внутри- социальной напряженности и конфликтности и сба- лансированного социоприродного взаимодействия. Основной задачей устойчивого развития является дос- тижение согласования социально-экономического раз- вития и сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом демографи- ческого роста. Исходя из этого, устойчивое развитие предполагает такую социально-экономическую модель завершения XX века и вхождения в XXI век, которая способна удовлетворить потребности ныне живущих поколений и заложить благоприятные перспективы для будущих поколений.

В принятом мировым сообществом документе "По- вестка дня на XXI век" обозначена программа действий для решения проблем устойчивого развития. Основные установки новой стратегии сводятся к следующим поло- жениям:

- в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоро- вую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение;

- задачи сохранения окружающей среды и экономи- ческого развития должны решаться неразрывно;

- все народы имеют право на развитие при сохране- нии качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;

- государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде дру- гих стран;

- государства должны заменить модели производ- ства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.

Сложившаяся экономическая ситуация на планете требует переосмысления социально-экономического развития в целом, что порождает необходимость введе- ния ограничений на характер человеческой деятельно- сти. Становится очевидным, что существуют пределы эксплуатации природных экосистем, переход за которые

387

ведет к их разрушению и деградации. В соответствии с этим формирование нового отношения к природе, ос- нованного на сохранении характеристик биосферы, - условие устойчивого человеческого развития. Эколо- гический императив сегодня - сохранение основных параметров окружающей среды, жизненно важных для существования человека. Это требует переориентации ценностных установок людей и развития самой науки, осознания непреходящей ценности биосферы и со- хранения любой формы жизни вообще как условия поддержания биологического разнообразия. На смену антропоцентризму приходит новая парадигма мышле- ния - биоцентризм как важнейший элемент современ- ной культуры и социального прогресса.

Острота современной экологической ситуации, сложность и противоречивость явлений общественной жизни, социальная напряженность, национальное про- тивоборство и региональные конфликты и многое другое свидетельствуют о том, что во всемирной исто- рии происходят фундаментальные изменения, затраги- вающие судьбы человеческой цивилизации. Как след- ствие этого в последнее время появилось множество концепций, предрекающих конец человеческой исто- рии. Широкое распространение, в частности, получила статья американского социолога Ф. Фукуямы "Конец истории?", в которой автор, анализируя события, про- изошедшие в мире за последние десятилетия, утвер- ждает: "Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной Цели, идеологическая борьба, требующая отваги, вооб- ражения и идеализма, - вместо всего этого - экономи- ческий расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении запросов потре- бителя" (59. С. 148).

В этой связи вообще возникает вопрос о том, каки- ми целями определяется современное общество в своих ближних и дальних перспективах? Проблема социальных целей особенно важна для суверенных государств, воз- никших в условиях распада бывшего Советского Союза. Если пренебречь нюансами, то в наши дни сложились такие видения перспективных целей человеческих дей- ствий. 388

Прежде всего обозначилось мнение, что у общества нет и не может быть никаких целей, что у человечества нет будущего. Подобные настроения пессимизма и ниги- лизма весьма распространены. Они питаются ныне мно- гими печальными реалиями - тень возможного ядерного апокалипсиса, Чернобыль, обостряющиеся глобальные проблемы, бездуховность, резкое падение жизненного уровня и т.д. В такой ситуации социальные цели истолко- вываются как миф, а у каждого человека признается толь- ко своя узкая цель - выжить или по возможности жить в свое удовольствие.

Крах тоталитарной системы в СССР и странах Восточной Европы, очевидные достижения и преиму- щества западной технологии, высокий уровень жизни в условиях рыночной экономики - все это способствует в последние годы утверждению в общественном созна- нии ориентации на капитализм (постиндустриальное, технотронное, информационное и т.п. общество на ос- нове современной технологии и принципов частной собственности) как единственно возможной социаль- ной перспективы человечества. Вместе с тем при всех несомненных достоинствах современной западной ци- вилизации было бы опрометчиво ее слишком идеали- зировать. Как отмечает немецкий политолог Ирвин Фечер в книге "От государства благосостояния к ново- му качеству жизни", при существующем общественном строе и капиталистической ориентации промышлен- ного производства невозможно удовлетворительно ре- шить проблемы социальной справедливости, сохране- ния природы, занятости, бедности, индивидуальной свободы и гуманизма.

Естественно, что многие социальные философы не считают нужным в характеристике будущего отказывать- ся от термина "социализм". Известный западный футу- ролог О. Флехтхейм настаивает на том, что будущее человечества - это "глобальный социализм", "гуманный социализм" и "экосоциализм". Цивилизованность, де- мократия, культура - таковы наиболее характерные особенности идеи социализма в ее современном виде- нии.

В этой связи нужно коснуться ставшего чрезвы- чайно популярным ныне вопроса о рыночной эконо-

389

мике. Изложим его трактовку словами Чарльза Хэнди, известного английского профессора. Он в 1997 г. из- дал книгу с характерным названием "Алчущий дух. За гранью капитализма: поиск цели в современном ми- ре." Ч.Хэнди пишет: "Я не отрицаю важной роли то- варных отношений в любом развитом обществе. Воз- ведение принципов городского рынка до уровня клю- чевой экономической концепции - одно из самых продуктивных достижений в истории цивилизации. Однако мы не должны быть идолопоклонниками. У рынка есть свои пределы, свои непредвиденные по- следствия. Он представляет собой лишь механизм, а не философию. Рыночные законы срабатывают не везде. В частности, они не действуют там, где пред- ложение ограничено или действует распределительная система...

Трудность состоит в том, что необходимо опреде- литься, где можно дать свободу действий рыночным отношениям, а где они могут понести ущерб. Здесь тре- буется трезвый анализ, а не слепое поклонение ..." (35, С. 170-171).

Таким образом, по признанию западного теоретика, рынок - лишь "механизм", а не философия современного мироустройства. Наше будущее, судьбы планеты зависят от того, насколько мы поймем, что:

- насыщенность мира оружием ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы сотрудничеству нет;

- в современной войне не может быть победителей, равно как и побежденных; идеи достижения военного превосходства антицивилизационны\

- и космос физический, и космос культуры принад- лежат всему человечеству;

- проблемы, разногласия и конфликты можно и должно решать на пути диалога, обращения к извечным гу- манистическим ценностям;

- различия в социальном строе, идеологии, культуре не являются препятствием; различия могут быть источни- ком взаимообогащения;

- во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность должна быть всеобъемлющей, взаимной и не- делимой;

390

- священной ценностью должна быть признана чело- веческая жизнь.

Только его - человека - творческим гением обеспечи- вается прогресс цивилизации в условиях мира, который принадлежит поколениям нынешним и грядущим.

Что же касается ценностно-духовных ориентации индивидуальных и массовых социальных действий, то, в согласии с Кантом, ими могут быть лишь цели, достой- ные человека в его самом высоком понимании как сво- бодной творческой личности.

391

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нынешнем социальном обновлении на рубеже третьего тысячелетия все более осознается безусловная значимость нравственного возвышения человека. Духов- ность обретается лишь в творческих поисках и муках "трепета мысли" (С. Кьеркегор). Цель философии видится в стремлении к гармонии в человеческих действиях субъ- ективного мира личности с миром внешнего объектив- ного бытия.

В недавнем прошлом несколько односторонне вос- принимался известный тезис К. Маркса: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Этот афоризм часто тракто- вался так, что достижение отмеченной цели философии состоит только в преобразовании самого внешнего мира. Установление же должной его гармонии с человеком по- средством изменения внутреннего мира личности отвер- галось как явно "ненаучное" и "идеалистическое". Между тем в философии неправомерны какие-либо претензии на единственно возможное обладание истиной. Мы постара- лись сопоставить существующие подходы к осмыслению фундаментальных проблем мировоззрения. По многим из них выявились принципиально различные позиции.

И все-таки есть нечто, их объединяющее. Это ин- тегрирующее начало - в духовной "сверхзадаче" филосо- фии. Выразим ее словами великого русского мыслителя В. Соловьева: "На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить: она делает человека вполне чело- веком".

392

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1.

2. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976 - 1983.

3. Бердяев H.A. Философия свободы. М., 1989.

4. Бердяев H.A. Человек и машина //Вопр. филос. 1989. №2.

5. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

6. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1972. Т.2.

7. Введение в философию. М., 1989.

8. Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.

9. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

10. Гегель Г. Наука логики. М., 1971.

И. Гегель Г. Работы разных лет: В 2 т. М., 1971. Т.2.

12. Гегель Г. Соч.: В 12 т. М., 1959. Т. IV.

13. Гегель Г. Соч.: В 10 т. М., 1932. Т. X.

14. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

15. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974.

16. Герцен А.И. Избр. филос. Произведения. М., 1948.

17. Гольбах П. Избр. произведения: В 2 т. М., 1963. Т.1.

18. Гуманизм и социальные действия людей. Минск, 1996.

19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

20. Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950.

21. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964 - 1966.

22. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., 1988.

23. Ланжевен П. Избр. произведения. М., 1949.

24. Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. М., 1982 - 1989.

25. Ленин В.И. Полное собр. соч.

26. Ломоносов М.В. Философские произведения. М., 1950.

27. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

28. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.

29. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

30. Материалисты древней Греции. М., 1955.

31. Мир философии: В 2 т. М., 1991.

393

32. Моисеев Н.И. Универсальный эволюционизм и коэволюция //Природа. 1989. №4.

33. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. М., 1989.

34. Ницше Ф., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Су- мерки богов. М., 1989.

35. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

36. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

37. Павлов И.П. Лекции по физиологии высшей нерв- ной деятельности. М., 1952.

38. Падокшын С.А. Фшасофская думка эпох! Адрад- жэння у Беларусь Мшск, 1990.

39. Платон. Диалоги. М., 1986.

40. Плеханов Г.В. Избр. филос. произведения: В 5 т. М., 1956. Т.1.

41. Познавательные действия в современной науке. Минск, 1987.

42. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

43. Пригожий И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

44. Ракитов А.И. Философия компьютерной револю- ции. М., 1991.

45. Рассел Б. История западной философии. М., 1958.

46. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

47. Соловьев B.C. Исторические дела философии //Вопр. филос. 1988. №2.

48. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

49. Социальная сила знания. Минск. 1991.

50. Социальное действие. Минск, 1980.

51. Спенсер Г. Основания социологии. С.-Пб., 1898.

52. Теории личности в западноевропейской и амери- канской психологии. М., 1996.

53. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

54. Фейербах Л. Избр. филос. произведения. М., 1955.

55. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

56. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

57. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской

философии //Филос. науки. 1990. №6. С.84. 394

58. Франциск Скорина и его время: Энциклопедиче- ский справочник. Минск, 1990.

59. Фрейд 3. "Я" и "Оно": Труды разных лет. Тбилиси. 1991.

60. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопр. филос. 1990. №3.

61. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

62. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Вопр. филос. 1989. №9. С. 116-119.

63. Чернышевский Н.В. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т.1.

64. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная филосо- фия. М., 1992.

65. Штомпка Петр. Социология социальных измене- ний. М., 1996.

66. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.

67. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992.

395

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ

Абсолют - безусловное, единое, бесконечное и совершенное духовное первоначало всего сущего (в религиозно-идеали- стической философии - брахман, бог, мировой разум, идея).

Абсолютная истина - складывающееся из относительных истин, но никогда не достижимое знание о действительности в целом.

Абстракция - результат мысленного отвлечения (абстрагирова- ния) каких-либо характеристик от свойств предмета как целостности; различают абстракции отождествления, изо- лирующую, потенциальной осуществимости и др.

Абстрактность (в негативном смысле) - неконкретность, неоп- ределенность, отсутствие связи с жизнью в рассуждениях.

Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания сущности вещей.

Адекватное - верное знание, соответствующее исследуемому предмету.

Аксиология - учение о ценностях.

Активность - самоизменение в силу собственного действия предмета.

Актуальность - значимость для настоящего момента.

Альтернатива - необходимость выбора одной из двух или не- скольких взаимоисключающих возможностей; каждая из них.

Анализ - расчленение (мысленное или реальное) объекта на эле- менты.

Аспект - точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление.

Аттрактор - термин синергетики, переосмысленный для обо- значения в социуме какого-либо фактора консолидации людей.

Базис - категория исторического материализма, обозначающая совокупность исторически конкретных производственных отношений, которые определяют особенности надстройки.

Бесконечность - отсутствие у материального мира начала и кон- ца во времени и пространстве, безграничность разнообразия форм и свойств, неисчерпаемость его познания.

Бессознательное - психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания; действия человека, производимые автоматически.

Благо - в этике и философии то, что заключает в себе опреде- ленный положительный смысл.

Власть - способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведе-

396

ние людей посредством авторитета, права, насилия (эконо- мическая, политическая, государственная, семейная и др.). Возможность - объективная направленность изменений, зало- женная в существующих явлениях. Воля - способность к выбору цели действий и внутренним

усилиям, необходимым для ее осуществления. Волюнтаризм - идеалистическое направление в философии (Шопенгауэр, Ницше), рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия; социальные действия людей, иг- норирующие объективные законы исторического процесса. Воображение - психическая способность людей создавать в сво- их представлениях (в фантазии) мысленные образы ситуа- ций, не встречающихся им в жизни. Восприятие - форма чувственного познания, дающая целостный

образ предмета.

Воспроизводство - непрерывное движение и возобновление про- цесса производства.

Время - коренная форма бытия движущейся материи, выражаю- щая последовательную смену ее состояний и длительность процессов. Вселенная - весь окружающий нас безграничный во времени и

пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир. Гармония - соразмерность частей и различных элементов объек- та при слиянии их в единое органическое целое; организо- ванность космоса в противоположность первичному хаосу. Географическая среда - совокупность предметов и явлений при- роды, составляющих на данном этапе истории общества не- обходимое условие существования и развития человечества. Геополитика - политическая концепция, исходящая из идеи оп- ределяющей в межнациональных отношениях роли географи- ческих факторов (территории, положения страны и т.д.). Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов; предста- вители герменевтической философии (Х.Г. Гадамер, П. Рикер) в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают про- блему понимания.

Гипотеза - форма знания в виде научного предположения, тре- бующего экспериментальной проверки.

Глобальные проблемы - совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологические, демографические, техниче- ские, продовольственные и иные). Гносеология - теория познания.

Гносеологические корни - причины одномерного понимания дей- ствительности, заключающиеся в абсолютизации каких-либо сторон познавательного процесса.

397

Государство - основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и соци- альной структуры и обеспечивающий социальное управление. Гуманизм - система социальных действий, реализующих теоре- тическое видение человека как высшей ценности. Гуманность - проявление чувства человечности, милосердия,

уважения достоинства личности.

Гуманистика - исторически изменяющаяся система знаний о жизни и высших ценностях человека, его социальных дейст- виях и отношениях с другими людьми. Движение - атрибут материи, способ ее существования; любое

изменение.

Деидеологизация - стремление политических доктринеров осво- бодить массовое общественное сознание от идеологии своих противников; переидеологизация.

Демократия - форма государства, основанная на признании народа источником власти при обеспечении прав и свобод человека как гражданина.

Демография - наука о закономерностях воспроизводства насе- ления в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Деструкция - вид диалектического отрицания, означающий раз- рушение объекта, его уничтожение.

Детерминация - взаимоопределенность вещей и явлений; разли- чают детерминацию причинную, помологическую, генетиче- скую и др.

Детерминизм - теория детерминации; в истории философии известны лапласовский (метафизический), диалектический, телеологический виды детерминизма.

Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями. Действие - дискретное проявление активности. Действительность - наличное, актуальное бытие в отличие от существования в потенции (возможности); материальный мир во всем его многообразии.

Диалектика - философское учение, содержащее принцип рас- смотрения явлений действительности в их взаимосвязи, из- менении и развитии; единство противоположностей. Диалектический материализм - направление в современной фи- лософии, выступающее как учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Дух - сознание в модусе высшего средоточения интеллектуальных

сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Духовность - гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры.

398

Душа - нравственно-психологическая структура сознания чело- века, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей.

Жизнь - форма существования материи в комплексе взаимодей- ствия биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.

Жэнь - термин китайской философии, обозначающий у Конфу- ция человечность, гуманность.

Закон - общее, объективно-необходимое, существенное отноше- ние между явлениями, имеющее устойчивый и повторяю- щийся характер.

Закономерность - объективная устойчивая упорядоченность процессов.

Знак - материальный чувственно-воспринимаемый предмет, несущий знание о другом объекте.

Знание - значимый для человек и других людей результат по- знания действительности.

Значение - информационное содержание знака.

Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Идеализм - направление в философии, исходящее из первично- сти духа, мышления, сознания.

Идеальное - существование предмета в форме его отражения сознанием.

Идентичность - тождественность.

Идеология - общественное сознание в модусе выражения груп- повых интересов.

Идея - мысль, стремящаяся к реализации в социальных дейст- виях.

Изменение - движение.

Инволюция - изменение направления развития на обратное.

Индивидуализм - принцип противопоставления отдельного ин- дивида обществу.

Интеллект - способность к рациональному мышлению.

Интерпретация - истолкование.

Интерес - субъективно-ценностное отношение к предмету.

Интуиция - способность постижения истины путем непосредст- венного ее усмотрения.

Интуитивизм - течение в философии, видящее в интуиции единственно достойное средство познания.

Информация - функционально отраженное разнообразие.

Иррационализм - обозначение философии, ограничивающей или отрицающей возможности разума в познании действительности.

Истина - адекватное, подтвержденное практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

История - процесс развития человеческого общества в его кон- кретности и многообразии.

Исторические общности людей - род, племя, народность, нация.

399

Капитализм - общественно-экономическая формация, базис ко- торой составляют частная собственность на средства произ- водства и эксплуатация наемного труда.

Категория - философское понятие, максимально общее по сво- ему содержанию и выступающее формой логического мыш- ления людей.

Каузальность - причинность.

Качество - внутренняя определенность вещи, придающая ей отличие от других предметов.

Классы - большие группы людей, различающиеся прежде всего отношением к средствам производства.

Количество - внешняя определенность вещи, придающая ей общность с иными предметами.

Коллектив - компактная группа людей, занятых общим трудом.

Коллективизм - принцип сочетания интересов индивида с дей- ствиями коллектива.

Коммунизм - бесклассовое общество, основанное на обществен- ной собственности на средства производства.

Кондициальная детерминация - детерминация условиями.

Конкретное - предмет в целостности и многообразии своих свойств и отношений.

Конкретная истина - истинное знание с учетом обстоятельств времени и места.

Континуум - непрерывность при многообразии элементов.

Концепция - теоретический способ понимания.

Конформизм - приспособление к существующим порядкам.

Конфликт - столкновение мнений, сторон, сил.

Критерий - мерило оценки.

Культура - способ существования общества, организации и раз- вития человеческой жизнедеятельности.

Личность - человек в многообразии качеств своей индивидуаль- ности.

Логика - наука о законах и формах мышления.

Логическое противоречие - ошибка в рассуждениях, связанная с нарушением законов логики.

Логос - мысль, слово, смысл, закон.

Маргинальность - качество граничности, междисциплинарности, периферийности.

Марксизм - учение Карла Маркса в единстве трех его составных частей: философии диалектического материализма, полит- экономии и научного коммунизма.

Материя - философская категория для обозначения объектив- ной реальности, данной человеку непосредственно или опо- средованно (с помощью приборов) в его ощущениях.

400

Материализм - направление в философии, исходящее из при- знания первичности материи по отношению к сознанию.

Материалистическое понимание истории (исторический материа- лизм) - социальная философия марксизма, исходящая из призна- ния определяющей роли способа производства в жизни общества.

Мера - категория диалектики, означающая единство количест- венной и качественной определенности предмета; границы, в рамках которых возможны количественные изменения без изменения самой вещи.

Метафизика - абсолютизация какого-либо момента познания; противоположность диалектике; учение о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Метод - способ теоретического и практического освоения дей- ствительности.

Методика - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; приемы научного исследования.

Методология - система принципов и способов организации и построения социальных, в том числе познавательных дейст- вий, а также учение об этой системе.

Механицизм - метафизический принцип, объясняющий разви- тие природы, человека и общества законами механической формы движения материи.

Мир - закономерное движение материи, вселенная; самодоста- точные объекты философской рефлексии (мир человека, мир духовности, мир социума и т.п.); мир международный.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеа- лов личности.

Мистицизм - умонастроения и учения, исходящие из убеждения о недоступности разуму подлинной реальности и признаю- щие возможность ее постижения лишь посредством интуи- ции и религиозного экстаза.

Мифология - способ понимания в общественном сознании при- родной и социальной реальности с использованием средств фантазии и сверхъестественных сил.

Моделирование - метод исследования объектов познания на их моделях.

Модель - аналог (схема, структура, знаковая система) какого- либо объекта, используемый в познавательных действиях в качестве его заместителя.

Момент - мысленная "остановка в движении"; абстракция, "сторона", "оттенок" целого.

Мораль - форма общественного сознания, выражающая нормы нравственного поведения людей.

Мышление - высшая форма активного (понятийного и образно- го) отражения объективной реальности.

401

Надстройка - активно воздействующая на порождающий ее ба- зис совокупность феноменов общественного сознания, идео- логических отношений и учреждений.

Народонаселение - совокупность людей, живущих в определен- ной стране или на земле в целом (человечество).

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объек- тивно истинного знания о действительности.

Научно-техническая революция - коренное преобразование про- изводительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

Научно-технический прогресс - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Небытие - отрицание сущего, инобытие, отсутствие.

Необходимость - категория диалектики, обозначающая жесткость связей между явлениями, их сущностную устойчивость; за- кономерность.

Неотомизм - философия католицизма; современный этап в раз- витии учения Фомы Аквинского.

Нигилизм - метафизическая установка на абсолютное отрицание ценностей культуры, смысла жизни, норм нравственности.

Неопозитивизм - направление современной философии; форма позитивизма, противопоставляющего научный эмпиризм философским абстракциям.

Номинализм - направление средневековой схоластической фило- софии, отрицавшее реальное существование общих понятий (универсалий).

Номологичность - подверженность закону.

Нонконформизм - активное неприятие существующей реаль- ности.

Норма - правило, образец, мера.

Нравственность - реализация требований морали в отношениях между людьми.

Образ - наглядно-чувственная или логическая идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в соз- нании человека.

Общественное бытие - совокупность экономических, политиче- ских, экологических условий жизни, отношений и действий людей.

Общественное сознание - активное отражение общественного бытия в формах группового и массового сознания.

Общественно-экономическая формация - исторически опреде- ленный тип общества, представляющий собой особую сту- пень в его развитии.

Объект - все, на что направлены познавательные и практиче- ские действия субъекта.

402

Онтология - раздел философии, содержащий учение о бытии как таковом.

Опыт - чувственно-эмпирическое познание действительности; практика.

Относительная истина - неполное, неисчерпывающее, неточное, приблизительно-верное знание.

Отношение - взаимозависимость и взаимоопределенность эле- ментов какой-либо системы.

Отражение - атрибут материи, ее всеобщее свойство, заклю- чающееся при взаимодействии вещей в воспроизведении признаков одной из них в структуре другой.

Отрицание - действие, при котором происходит превращение вещи в нечто существенно иное.

Отрицание отрицания - один из главных законов диалектики, обусловливающий поступательно-возвратный характер раз- вития.

Отчуждение - социальный процесс, при котором продукты дея- тельности людей превращаются в самостоятельную и враж- дебную им силу.

Ощущение - форма чувственного познания, источник знания человека об окружающем мире.

Плюрализм - реальное разнообразие мнений, точек зрения, ми- ровоззрений.

Позитивизм - направление в философии, стремящееся принци- пиально отделить от нее специальные науки на том основа- нии, что они дают положительные (позитивные) знания; по- зитивисты считают, что философия как особая наука, пре- тендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Познавательное действие - разновидность социального дейст- вия, функцией которого является выработка знания; разли- чают познавательные действия эмпирические и теоретиче- ские, практические операции и мыслительные процедуры.

Понятие - форма логического мышления; мысль, отражающая в обобщенном виде предметы действительности и связи между явлениями посредством фиксации их существенных при- знаков.

Постмодернизм - направление современной философии, исхо- дящее из понимания культуры как субъективно и произволь- но интерпретируемых текстов и смыслов.

Прагматизм - субъективно-идеалистическое учение о мире как продукте "опыта" человека, а об истине - лишь как инстру- менте в достижении личного успеха.

Практика - совокупность предметно-материальных действий человека в отношениях с природой (производство, научный

403

эксперимент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, демократизация общества и др.).

Праксеология - раздел философии, исследующий общие начала социальных действий людей; понятие, близкое по значению к понятию философия социального действия.

Представление - форма чувственного познания, сочетание в об- разе ранее воспринятого предмета и фантазии.

Принцип - основное исходное положение, главная идея фило- софского учения.

Причинность - генетическая связь между отдельными состояния- ми видов и форм материи в процессах их движения и измене- ния; закон причинности выражает необходимое порождение причиной при соответствующих условиях следствия.

Проблема - форма научного знания, "знание о незнании"; теоре- тически осмысленное гносеологическое противоречие, тре- бующее разрешения.

Производство - процесс создания материальных благ и культур- но-духовных ценностей.

Производительные силы - система субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выра- жающих активное отношение людей к природе.

Производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе произ- водства, определяющими из которых являются отношения собственности; составляют экономический базис общества.

Пространство - как атрибут материи представляет собой форму сосуществования ее объектов и процессов, характеризуя их структурность и протяженность.

Противоречие - категория диалектики, обозначающая взаимо- действие противоположностей в предмете как едином целом.

Психика - свойство высокоорганизованных живых существ ак- тивно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.

Развитие - необратимое, направленное, закономерное обновление действительности; появление новых форм движения материи.

Разум - способность интеллекта мыслить в противоречиях; ум, способностьтюнимания и осмысления.

Рассудок - способность оперировать готовым знанием.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и человеческих действий.

Реальность - наличное существование.

Революция - коренное качественное изменение, глубокий пре- рыв непрерывности в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (социальная, политическая и др.), в познании (революция в науке).

Регресс - тип развития с переходом от высшего к низшему.

404

Религия - сфера человеческой деятельности, включающая как форма общественного сознания веру в существование сверхъ- естественного (бога, богов), соответствующее поведение и спе- цифические действия (культ), особые социальные институты (церковь).

Релятивность - относительность.

Рефлексия - умственная деятельность, направленная на осмыс- ление своих собственных знаний и действий.

Самодвижение - внутренне необходимое изменение объекта, определяемое его противоречиями.

Свобода - способность человека со своими интересами и целями к ответственному действию.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая груп- па, члены которой связаны общностью быта, взаимной по- мощью и моральной ответственностью.

Сенсуализм - направление в гносеологии, согласно которому чувственные восприятия являются основой и главной фор- мой достоверного познания.

Синергетика - современная теория самоорганизации, маргина- лия (междисциплинарное знание) науки, исходящая из фе- менологического описания действительности как совокупно- сти неравновесных систем и нелинейных процессов.

Синтез - соединение (мысленное или реальное) различных эле- ментов предмета в единое целое (систему); неразрывно свя- зан с анализом.

Система - множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое.

Случайность - категория диалектики, обозначающая в противо- положность необходимости необязательность, единичность связей между явлениями действительности.

Снятие - вид диалектического отрицания, когда при упраздне- нии вещи в целом имеет место "удержание положительного".

Собственность - исторически определенная социальная форма присвоения, прежде всего, средств производства; различают частную, государственную, смешанную и др. виды собствен- ности.

Содержание - категория диалектики, обозначающая доминирую- щую над формой совокупность взаимодействующих элемен- тов вещи как целого.

Спонтанность - самопроизвольность; процесс, вызванный внут- ренними факторами.

Способ производства - исторически определенный способ добы- вания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений.

Сознание - высшая форма психического отражения, свойствен- ная общественно развитому человеку и связанная с речью;

405

человеческая способность идеального воспроизведения дей- ствительности в мышлении.

Софистика - разновидность метафизического мышления с субъ- ективистским применением гибкости понятий, исключающим какую-либо конкретность и определенность.

Социализм - низшая фаза коммунизма.

Социальная революция - смена одной общественно-экономической формации другой.

Социальная структура - объективная расчлененность общества на социальные группы (классы, страты).

Страша - термин, используемый в социологии для обозначения группы людей, объединяемых некоторыми признаками (за- нятость, доходы, образования и др.).

Субъект - носитель действия.

Субъективизм - мировоззренческая позиция, игнорирующая объ- ективный подход к действительности; нежелание считаться с реальным состоянием дела.

Суждение - форма логического мышления, выступающая как связь понятий.

Сущность - категория диалектики, обозначающая общее и необ- ходимое начало в явлениях, их устойчивую основу.

Творчество - социальные действия (умственные и практические), в результате которых рождается новое.

Телеология - философское учение о целесообразности, господ- ствующей в мире; форма религиозно-идеалистического детер- минизма.

Телепатия - передача мысленных образов на расстоянии без посредства органов чувств.

Термин - слово, обозначающее научное понятие.

Техника - совокупность вещественных, энергетических и инфор- мационных систем, служащих в качестве средств разнооб- разной человеческой деятельности; рациональное поведе- ние вообще.

Технократизм - направление в социальной философии, абсолю- тизирующее возрастающую роль техники и науки, специаль- ного знания в жизни современного общества.

Технология - инструментальный способ рационального действия; включает в себя инструментальные системы, операциональные процедуры, технологический менталитет, информационные ресурсы.

Тождество - категория диалектики, выражающая равенство, оди- наковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов.

Тотальность - целокупность моментов, конкретность многообра- зия, полнота явления или процесса.

406

Тоталитаризм - политический режим, характеризующийся все- объемлющим контролем государства во всех сферах общества и жизни личности.

Трансформация - вид диалектического отрицания, когда сохра- няется основа явления при переходе от одной его стадии развития к другой.

Триада - одна из всеобщих форм диалектического (прежде всего в мышлении) процесса, описываемого схемой: положение (те- зис) - отрицание (антитезис) - отрицание отрицания (синтезис).

Трансценденция - переход из области возможного опыта (при- роды) в область потустороннего, противоположность экзи- стенции.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Умозаключение - форма логического познания; умственное дей- ствие по выводу из данных суждений новой мысли.

Универсалии - общие понятия.

Универсум - философский термин, обозначающий мир как це- лое; мысленная вселенная.

Факт - форма эмпирического познания; знание, достоверность которого доказана.

Фактор - воздействующая на процесс или явление сила.

Феномен - данное в чувственном опыте явление (в противопо- ложность ноумену, постигаемому разумом).

Философия - исторически изменяющаяся система фундаменталь- ных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их соци- альных действиях.

Философствование - свойственная человеку способность к абст- рактным размышлениям о природе, собственном житии, от- ношениях к другим людям и богу.

Философская культура - умение на основе обширных знаний в области истории философии диалектически мыслить и дей- ствовать.

Форма - категория диалектики, обозначающая способ существо- вания и выражения содержания; внутренняя структура вещи.

Фрейдизм - философское учение основателя психоанализа 3. Фрейда; акцентирование антагонизма природного и соци- ального начал в человеке, сексуальных и агрессивных им- пульсов, бессознательного и культуры.

Функция - воздействующее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Футурология - система научно-философского прогностического знания о будущем земли и человечества.

Хаос - отсутствие порядка, структуры, закономерности

407

Харизма - присущие лидеру в глазах его приверженцев исключи- тельные личностные качества (мудрость, смелость, инициа- тивность, героизм, святость).

Цвишенизм - "междубытие", объективное состояние перехода, меж- событийности и межфункциональности; индивидуальная и со- циальная неопределенность существования, побуждающая к духовному выбору в практических действиях.

Целое - категория диалектики, обозначающая возникновение нового качества при объединении элементов (становящихся частями) в систему.

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата дей- ствия.

Ценность - вовлеченная в сферу человеческих интересов и от- ношений положительная значимость для индивида какого- либо духовного явления или реального объекта.

Цивилизация - общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству; истории известны "традиционные" и "техногенные" цивилизации.

Часть - категория диалектики, обозначающая компонент сис- темы, который выполняет определенную функцию в ее бы- тии как целого.

Человек - связанная с космосом высшая ступень живых орга- низмов на земле; субъект социальных действий и культуры; косм оби оп сихосоци одуховное существо.

Шовинизм - крайняя агрессивная форма национализма.

Эволюция - постепенное (в противоположность революции) раз- витие.

Экзистенциализм - философия существования, понимаемого прежде всего как представление страдающего индивида о действительности; основные понятия экзистенциализма - страх, вина, забота, смерть, пограничная ситуация, ничто, экзистенция, трансценденция.

Экзистенция - фактичность озабоченного сознания личности в состоянии "присутствия" человека в чуждом ему мире.

Эклектика - альтернативное диалектике мышление, заклю- чающееся в механическом, беспринципном соединении разнородных и часто противоположных взглядов и тео- рий.

Экология - наука об отношениях растительных и животных ор- ганизмов и образуемых ими сообществ между собой и с ок- ружающей средой; о допустимых технических воздействиях на природную среду обитания человека.

Экстрасенсорное восприятие - восприятие, происходящее неза- висимо от известных чувственных процессов (телепатия, яс- новидение, предсказание и т.п.).

408

Элементы - нечто неразложимое в данной структуре; составная часть сложного целого; в древней философии - стихия, пер- вовещество.

Эмпиризм - философское направление, признающее чувствен- ный опыт единственным источником достоверного знания.

Эмпириокритицизм - форма позитивизма; субъективно-идеали- стическое течение (Э. Мах, Р. Авенариус), истолковывающее мир в виде совокупности ощущений человека.

Эстетика - философская наука о прекрасном, гуманистически важном в сфере ценностного отношения и художественной деятельности людей.

Этика - философская наука о морали и нравственных действиях людей.

Явление - категория диалектики, обозначающая обнаружение предмета, внешней формы его существования; все, что чув- ственно воспринимаемо; выражение сущности.

Язык - выражение мысли; реализуется и существует в речи; сис- тема знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, хранения и передачи информации, управления человеческим поведением.

409

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................... 3