logo
Философия

1.2. Главные философские темы

Истоки философии - в пытливости деятельного разума. Великие древнегреческие мыслители Платон и Аристотель считали, что ее начало - в удивлении, стимули- . рующем глубокие раздумья над тем, что казалось само со- бой очевидным. Слово "философия" впервые употребил Пифагор. Он объявил себя не "софистом" (мудрецом), а лишь философом (т.е. любящим мудрость, испытывающим влечение к ней), ибо "мудростью" может обладать, по мне- нию Пифагора, только Бог, а не человек.

Становление философии означало утверждение ка- чественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, которое предстает ныне как систе- ма абстрактных идей, определяющих принципы отно- шения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение соци- альное самосознание людей, их общие идеалы и ценно- сти. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-историчес- кой практики, противоречий прогресса культуры и ци- вилизации. Справедливо замечание английского ученого Б. Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию.

Сами философы по-разному определяют предмет своих занятий: "познание сущего, вечного и непреходя- щего" (Платон), "исследование причин и принципов вещей" (Аристотель), "учение об абсолютных границах всякого возможного знания" (И. Кант), "мыслящее рас- смотрение предметов" (Г. Гегель), "познание того, что есть" (Л. Фейербах), "учение о ценностях" (В. Виндель- банд), "раскрытие разумом вселенской истины" (Н. Бер- дяев), "деятельность, посредством которой утверждается или объясняется смысл высказываний" (М. Шлик), "учение о человеке и его месте в мире" (И.Т. Фролов) и т.д.

Круг проблем, относимых к числу философских, изменялся по мере развития человеческой культуры, на- учного познания и практики. Большое значение здесь

7

имеют также личность мыслителя, его духовные ориен- тации, интересы и цели. Но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидают от философии. Это коренные проблемы мировоззрения. Мыслитель XVIII в. И. Кант их свел к четырем: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу на- деяться?", "Что есть человек?". Современный немецкий философ М. Хайдеггер "предельными" вопросами считает "Что такое мир, конечность, уединение?". ''

При более широком подходе могут быть выделены три основные темы философского сознания. Прежде всего оно стремилось осмыслить, что представляет собой мир, в котором мы живем. Эта тема конкретизируется в вопросах: "Есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? Конечен мир или бесконечен? Един или множествен? Что такое простран- ство и время? Мир - хаос, как представлялось в мифе, или же он космос, т.е. в нем существуют закономерность и порядок? В чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительно реальности?". Таковы лишь отдельные аспекты проблемы бытия как одного из определяющих сюжетов философского мировоззрения.

Наряду с темой мира в философии рано обозначи- лась тема человека. Уже древние мыслители устами греческого философа Протагора провозгласили, что че- ловек - "мера всех вещей". Тем самым подлинная муд- рость представала как осознание людьми безусловной приоритетности в мировоззрении их смысложизненных проблем. Ту же линию в трактовке философии спустя многие века продолжил И. Кант, видевший ее высшее предназначение в том, чтобы помочь человеку занять по- ложенное ему место в мире, научить его "каким надо быть, чтобы быть человеком". Эта вторая важнейшая фи- лософская тема находит свое выражение в вопросах: "Что такое человек и какова его сущность? В чем смысл его жизни? Свободен он или несвободен? Может ли человек влиять на ход событий? Существует ли прогресс общест- ва? Имеются ли какие-либо его объективные законы? Что такое истина, красота, добро, справедливость?" Эти и по- добные вопросы особенно актуальны в переломные века истории, когда рушатся привычные формы общественной

8

жизни, выдвигаются новые цели, обостряются социаль- ные противоречия.

Одной из важных граней мировоззренческого ос- мысления темы человека выступает совокупность про- блем, суммарно обозначаемых термином философия тех- ники. Цивилизация исторически возникла и развивается на основе преобразующей деятельности людей. Первые простейшие орудия труда были изготовлены не менее трех миллионов лет назад. Техника является уникальным средством преобразования природы, самого человека и человеческого общества. Естественно, что как древней- ший вид разумной деятельности она была уже предметом мифотворчества. Прометей не только передал людям огонь, но и научил их всем искусствам, "тэхне". Древние философы превратили миф в предмет научных размыш- лений. Многие из поставленных ими вопросов представ- ляют интерес и в наши дни. Почему человек - "техник"? Откуда у него этот дар? Что, собственно, творит человек? Какова цель инженерной деятельности? На что могут на- деяться люди, вооруженные техникой? Каково влияние техники на самого человека, на его мышление, мораль и культуру?

В современной технической деятельности централь- ная фигура - инженер. От творит, проектирует и приме- няет технику. В социальных действиях инженера неиз- бежно возникают не только научные и технические, но и нравственные, психологические, политические проблемы. Ныне глубокого философского осмысления требуют воз- никшие глобальные противоречия. Жизненно важно по- нимание места человека в технизированном мире, воздей- ствия компьютеризации и информатизации общества на духовную культуру и ценности.

Новые социальные реалии со всей определенно- стью обнаруживают ущербность чисто технократиче- ского мировоззрения. Его существенными чертами яв- ляются примат средств над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком и его ценностями. Технократическое созна- ние исключает категории нравственности, совести, че- ловеческого переживания и достоинства. Технократи- ческому мышлению (проявляющемуся нередко не только в среде научной и технической интеллигенции, но и в

9

деятельности многих политиков и гуманитариев) свойст- венен взгляд на человека только как на обучаемый про- граммируемый компонент и "винтик" системы, как на объект разнообразных манипуляций. Между тем многоас- пектный философский анализ предполагает рассмотрение человека как самодеятельной и самоценной личности, субъекта культуры и свободы, носителя собственных це- лей и интересов.

Итак, "мир" и "человек" - главные темы философии. Но ими ее проблематика не исчерпывается. Особый инте- рес имеет осмысление самой системы "человек-мир". Круг вопросов, касающихся ее разных сторон, образует третью важнейшую философскую тему.