logo
Философия

6.1. Эволюция термина

Термин "диалектика", скорее всего, впервые приме- нил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкно- вения противоположных суждений и обнаружения проти- воречий в мышлении "диалектикой". Вот типичный для Сократа пример. В беседе с полководцем Лахетом он за- дает вопрос: "Что такое мужество?". Для Лахета ответ не представляет трудностей: "Мужествен тот, кто, оставаясь в строю, продолжает сражаться с врагами". Далее ставится новый вопрос: "А если воин, убегая и не оставаясь в строю, продолжает сражаться с врагами?" Лахет не пони- мает: "Как это - убегая?". Сократ поясняет конкретными ситуациями сражений: скифы, убегая, сражаются не хуже, чем преследуя; лакедемоняне в одном из боев, когда они оказались перед рядами щитоносцев, не пожелали дер- жать строй и продолжать сражение, а побежали. Когда же ряды персов расстроились, они, подобно всадникам, раз- вернулись обратно и таким образом выиграли сражение. Лахет признает, что Сократ говорит правду. Тем самым выявлено противоречие: воин может быть мужествен и оставаясь в строю, и отступая с целью нанесения удара по врагу.

У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но оз- начает одновременно и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Пла- тона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. С помощью диа- лектики люди посредством умозаключений формируют

73

правдоподобные положения. Это положения, касающиеся нравственности, - такие, как, например, "следует ли по- виноваться больше родителям или законам, если они не согласуются друг с другом"; или касающиеся природы - например, "вечен мир или нет". По Аристотелю, при рас- суждениях о таких проблемах философия сообразуется с истиной, а диалектика - с мнением.

В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская школа стоицизма (конец IV в. до н.э. - II в. н.э.) различа- ла в логике риторику ("науку хорошо говорить при помо- щи связных рассуждений") и диалектику ("науку правиль- но спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и

ответов").

Истолкование всех предметов только "через логиче- ское рассмотрение", т.е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластиче- ской философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась как умение логически изо- щренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание - истина, а диалектика - искусство для различения истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни, то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась со схоластической философией вообще. Тем не менее они ценили диалектику как искусство гибкого оперирования понятиями, позволяющее обращать против оппонента его собственные доводы. Так, по мнению Ф. Бекона, пользо- вание "диалектикой уместно в науках, основанных на мнениях и воззрениях". Белорусский мыслитель Симеон Полоцкий высказывался в том же духе: "Дыялектыка вы- сакародным Платонам мац! навук ycix справядл1ва назва- на, 1сщну i мудрасць яна знаходзщь, розум прасвятляе, вузлы разблытвае" (37. С.93).

Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина связан с немецкой классической философией. Ее представи- тели - И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах - широко пользовались выражением "диалектика", хотя и вкладывали в него различное содержание. Так, Кант счи- тал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, выступая как "логика видимости", поскольку порождав-

74

мые деятельностью разума противоречия (антиномии) свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину.

Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. Для него диалектика существенна не в том смысле, что она разрушает, запутывает и ставит своей целью якобы дока- зать противоположное. "Высшая диалектика понятия, - пи- сал Гегель, - состоит в том, чтобы рассматривать опреде- ление не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, из которой органически вырастают ее ветви и плоды" (14. С.91). Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, "которая больше всего иг- норировалась в метафизике нового времени..." Здесь тре- буется пояснение относительно метафизики. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и по- знания. Именно эти сочинения были названы метафи- зикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином "метафизика" стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеоб- разная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового времени" за игнорирование диалектики, относил свое за- мечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался "метафизиком", размыш- ляющим о вековечных абстрактных первоначалах и про- блемах бытия и познания. И тем не менее с Гегеля уста- навливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принци- пиально новый метод философского осмысления действи- тельности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бы- тия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противополож- ностей - в отличие от древних философов - не усматрива- лась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафи-

75

зическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве" (10. Т.1. С.110). Но хотя Гегель считал, что "диалектика имеет силу во всех отдельных областях и об- разованиях природного и духовного мира", он, как объек- тивный идеалист, оказался непоследовательным в трак- товке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.

Поэтому при рассмотрении диалектики в ее "рациональном" виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: "Диалектика головы - только отражение форм движе- ния реального мира как природы, так и истории" (28. Т.20. С.519). Тем самым становится необходимым различать:

а) диалектику бытия (природа, общество, человек);

б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод фило- софского мышления (в противоположность метафизике).

Здесь мы вынуждены обратиться к читателю с уточне- нием. В современной литературе нередко вновь стали тер- мином "метафизика" обозначать общую теорию философии ("онтологию"). В нашей же книге далее речь идет о метафи- зике как "антидиалектике".