6.1. Эволюция термина
Термин "диалектика", скорее всего, впервые приме- нил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкно- вения противоположных суждений и обнаружения проти- воречий в мышлении "диалектикой". Вот типичный для Сократа пример. В беседе с полководцем Лахетом он за- дает вопрос: "Что такое мужество?". Для Лахета ответ не представляет трудностей: "Мужествен тот, кто, оставаясь в строю, продолжает сражаться с врагами". Далее ставится новый вопрос: "А если воин, убегая и не оставаясь в строю, продолжает сражаться с врагами?" Лахет не пони- мает: "Как это - убегая?". Сократ поясняет конкретными ситуациями сражений: скифы, убегая, сражаются не хуже, чем преследуя; лакедемоняне в одном из боев, когда они оказались перед рядами щитоносцев, не пожелали дер- жать строй и продолжать сражение, а побежали. Когда же ряды персов расстроились, они, подобно всадникам, раз- вернулись обратно и таким образом выиграли сражение. Лахет признает, что Сократ говорит правду. Тем самым выявлено противоречие: воин может быть мужествен и оставаясь в строю, и отступая с целью нанесения удара по врагу.
У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но оз- начает одновременно и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Пла- тона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. С помощью диа- лектики люди посредством умозаключений формируют
73
правдоподобные положения. Это положения, касающиеся нравственности, - такие, как, например, "следует ли по- виноваться больше родителям или законам, если они не согласуются друг с другом"; или касающиеся природы - например, "вечен мир или нет". По Аристотелю, при рас- суждениях о таких проблемах философия сообразуется с истиной, а диалектика - с мнением.
В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская школа стоицизма (конец IV в. до н.э. - II в. н.э.) различа- ла в логике риторику ("науку хорошо говорить при помо- щи связных рассуждений") и диалектику ("науку правиль- но спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и
ответов").
Истолкование всех предметов только "через логиче- ское рассмотрение", т.е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластиче- ской философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась как умение логически изо- щренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание - истина, а диалектика - искусство для различения истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни, то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась со схоластической философией вообще. Тем не менее они ценили диалектику как искусство гибкого оперирования понятиями, позволяющее обращать против оппонента его собственные доводы. Так, по мнению Ф. Бекона, пользо- вание "диалектикой уместно в науках, основанных на мнениях и воззрениях". Белорусский мыслитель Симеон Полоцкий высказывался в том же духе: "Дыялектыка вы- сакародным Платонам мац! навук ycix справядл1ва назва- на, 1сщну i мудрасць яна знаходзщь, розум прасвятляе, вузлы разблытвае" (37. С.93).
Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина связан с немецкой классической философией. Ее представи- тели - И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах - широко пользовались выражением "диалектика", хотя и вкладывали в него различное содержание. Так, Кант счи- тал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, выступая как "логика видимости", поскольку порождав-
74
мые деятельностью разума противоречия (антиномии) свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину.
Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. Для него диалектика существенна не в том смысле, что она разрушает, запутывает и ставит своей целью якобы дока- зать противоположное. "Высшая диалектика понятия, - пи- сал Гегель, - состоит в том, чтобы рассматривать опреде- ление не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, из которой органически вырастают ее ветви и плоды" (14. С.91). Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, "которая больше всего иг- норировалась в метафизике нового времени..." Здесь тре- буется пояснение относительно метафизики. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и по- знания. Именно эти сочинения были названы метафи- зикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином "метафизика" стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеоб- разная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового времени" за игнорирование диалектики, относил свое за- мечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался "метафизиком", размыш- ляющим о вековечных абстрактных первоначалах и про- блемах бытия и познания. И тем не менее с Гегеля уста- навливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принци- пиально новый метод философского осмысления действи- тельности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бы- тия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противополож- ностей - в отличие от древних философов - не усматрива- лась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафи-
75
зическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве" (10. Т.1. С.110). Но хотя Гегель считал, что "диалектика имеет силу во всех отдельных областях и об- разованиях природного и духовного мира", он, как объек- тивный идеалист, оказался непоследовательным в трак- товке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.
Поэтому при рассмотрении диалектики в ее "рациональном" виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: "Диалектика головы - только отражение форм движе- ния реального мира как природы, так и истории" (28. Т.20. С.519). Тем самым становится необходимым различать:
а) диалектику бытия (природа, общество, человек);
б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод фило- софского мышления (в противоположность метафизике).
Здесь мы вынуждены обратиться к читателю с уточне- нием. В современной литературе нередко вновь стали тер- мином "метафизика" обозначать общую теорию философии ("онтологию"). В нашей же книге далее речь идет о метафи- зике как "антидиалектике".
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия