17.3. Исторический процесс и критерии его членения
Что представляет история человечества в своем раз- вертывании: повторение определенных циклов (цивилиза- ций, культур и т.п.) или смену прогрессивных ступеней (формаций, стадий роста и т.д.), единый поток или ряд отдельных одновременных потоков?
Не будет преувеличением считать, что эти и другие подходы находились в XX в. в центре социально-фило-· софских размышлений.
292
Философские основания значительной части из них при более беспристрастной оценке не отличаются моно- литной ортодоксальной приверженностью только натура- лизму, только идеализму или только материализму. Эти во- просы по существу (но не по форме!) нередко оттеснялись на второй план перед непоколебимой приверженностью идеологическим принципам: коммунизм или капитализм, демократия или тоталитаризм. Правда, для наиболее из- вестных концепций характерна в той или иной степени последовательность в отношении избранных подходов, критериев членения исторического процесса.
Критерии не только многообразны, среди различ- ных методологических подходов есть близкие и прямо противоположные, взаимно исключающие друг друга. Критерии различные, но мировая история у человечества одна. Как быть? Каким концепциям отдать предпочтение и придать им статус, если и не абсолютной истины, то "подлинно научных"?
Не будем торопиться с ответом на столь категорич- ные вопросы, а вкратце ознакомимся с теми концепция- ми, которые различаются между собой по критериям чле- нения исторической действительности, и каждая из них, в свою очередь, является достаточно известной, а в некото- ром отношении и типичной для других концепций и школ определенного направления.
Американский социолог и экономист У. Ростоу дал опубликованной в 60-е годы книге подзаголовок "Неком- мунистический манифест" и предложил теорию стадий экономического роста.
Согласно У. Ростоу, человечество в своей истории проходит пять этапов экономического роста, которые имеют следующие признаки. Первый этап (традиционное общество) - население занято сельским хозяйством, нако- пления незначительны и расходуются непроизводительно. Второй этап (переходное общество, "подготовка к взле- ту") - время великих географических открытий, медлен- ный технический прогресс. Третий этап (процесс сдвига, "взлет") - мобилизация внутренних накоплений и инве- стирование более 10 процентов национального продукта. Ведущей отраслью народного хозяйства в период про- мышленной революции в США, Германии и России было развитие железнодорожного транспорта. Четвертый этап
293
("путь к зрелости") - характеризуется резкими изменения- ми в структуре рабочей силы (увеличение числа служа- щих), ростом бюрократии и тем, что "обществу несколько надоедает чудо индустриализации". Выбор путей исполь- зования растущих ресурсов: милитаризация или благосос- тояние. Последний, пятый этап - это общество "массового потребления", в котором пища, одежда и жилище уже не являются первостепенными заботами граждан. Их предос- тавляет общество как само собой разумеющееся.
По У. Ростоу, пятой стадии достигли США. На под- ходе другие индустриально развитые станы. Как видно, главное в различении стадий - это развитие производи- тельных сил, производительность труда, объем накопле- ний, размеры и направление инвестиций, рост потребле- ния. У. Ростоу заявляет, что признает существование классов и классовых интересов, но, в отличие от мар- ксизма, отрицает решающую роль классовой борьбы в переходе от одной стадии к другой. По его мнению, в обществе не собственность на средства производства ре- шает все, а контроль над армией, полицией, судом и средствами связи.
Подобная трактовка роли собственности, а то и во- все вынесение ее за скобки своих концепций - характер- ная черта немарксистской социальной философии.
Обоснованию идеи "единого индустриального об- щества" посвятили свои работы французский философ Р. Арон, американский экономист Д. Гэлбрейт и другие. А в 70-80-е гг. новая технократическая волна породила концепции компьютерной революции, вступления в по- стиндустриально-информационное общество.
Теория культурных суперсистем П. Сорокина, явля- ясь в некоторой части продолжением концепций локаль- ных культур и цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби, имеет свои оригинальные идеи и системное построение. Работы П. Сорокина получили известность еще до вы- сылки из России в 1922 г., а в признание его заслуг он был избран в 60-е годы президентом американской социо- логической ассоциации.
Исходный пункт философии П. Сорокина заключа- ется в отрицании принципиальной разницы между мате- риализмом и идеализмом, так как в обоих направлениях только терминами "разум" и "материя" обозначается, по
294
его мнению, существенно идентичная реальность. Сам же он признает всеобщую реальность, которая проявляется в бесконечно многообразных формах и материального, и духовного.
Исторический процесс есть, по П. Сорокину, цикли- ческая флуктуация (колебание), смена суперсистем культу- ры, совокупности социальных систем и совокупности лич- ностей в их взаимодействии. Интегрирующим фактором этого взаимодействия выступает духовная сторона: куль- турные системы, подсистемы, ценности, нормы. В рамках каждой культуры как целостности выделяются основные посылки - представления о природе реальности, потреб- ностях человека, способах и степени их удовлетворения. П. Сорокин выводит три основных типа культуры, или три типа мировосприятий, присущих обществу в целом. Первый из них "чувственный", в котором преобладает непосредственное восприятие действительности; второй ("идеациональный") характеризуется элементами рацио- нального мышления; в третьем типе ("идеалистическом") доминирует интуитивный вид познания. На основе того или иного мировосприятия происходит интеграция социо- культурных явлений в культурные системы. С переходом от одной системы к другой радикально трансформируются все социальные структуры, ценности и нормы. Причину войн, кризисов и других катаклизмов П. Сорокин объяс- няет как результат столкновения двух систем культуры.
Общество, утверждает П. Сорокин, не может быть более широким термином, чем "культура", не могут они и резко противопоставляться одно другому. Понятие "об- щественный" означает концентрацию на совокупности взаимодействующих индивидов, в то время как понятие "культурный" в первую очередь охватывает идеи, ценно- сти, нормы и их материальное воплощение.
Считая свою теории флуктуации трех культурных суперсистем отражением реального содержания всего ис- торического процесса, П. Сорокин в книге "Социологи- ческие теории сегодня" (Нью-Йорк, 1966) критически проанализировал основные направления философской, со- циологической и исторической мысли на Западе в XX в.
В книге "Истоки истории и ее цель" (1949) К. Яс- перс, отстаивая единство мирового исторического процес- са и приоритет его "духовной составляющей", намечает
295
структуру мировой истории, отправляясь от "осевого вре- мени". Им выделяются ряд периодов, каждый из которых показывает, что человек как бы "отправляется от новой основы".
Первый период - от доистории, от прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, овладение ог- нем), когда человек только становится человеком.
Второй период - от возникновения великих культур древности (Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ).
Третий период - от "осевого времени", когда пол- ностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. Эту ось мировой истории К. Ясперс относит к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. в Китае, Индии, Иране, Палестине, Греции. Если в европейской философии истории от Августина до Гегеля отправной пункт Всемирной исто- рии усматривался в явлении Христа, то К. Ясперс счи- тает, что это значимо только для христиан, а не для всего человечества. Общей же верой для человечества может быть философская вера. Он показывает, как па- раллельно, в независимых друг от друга обществах со- вершается пробуждение духа, прорвавшего мифологи- ческое сознание. Новое сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. В эту эпоху были разработаны основные категории, ко- торыми мы мыслим по сей день. Были заложены осно- вы мировых религий, формировались соответствующие социальные структуры, возникли первые мировые им- перии.
Все это можно, по Ясперсу, резюмировать следую- щим образом: "осевое время", принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. "Осе- вое время" служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой истории.
Четвертый период мировой истории начинается от научно-технической эпохи и продолжается поныне. В противоречиях материального, технического и духовного совершаются преобразования, которые, может быть, предполагает К. Ясперс, приведут к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному
296
становлению человека. Этот период охватывает человече- ство в целом.
Таковы три социально-философские концепции с различными критериями членения исторического процес- са. На первом плане у У. Ростоу производство, накопле- ние, инвестиции, потребление. Мысль Сорокина устрем- лена на создание целостной культурной суперсистемы. В периодизации мировой истории К. Ясперс отдает пред- почтение "осевому времени", духовному прорыву челове- чества.
Ни один из рассмотренных критериев членения ис- торической действительности не является абсолютным. Но каждый из них позволяет уяснить отдельные фрагменты, связи, факторы в единой и столь многообразной мировой истории человечества, которая продолжает развертывать- ся. Безусловно то, что в противоречиях и дискуссиях, в поиске продвигается социально-философская мысль по пути раскрытия объективной логики социальных измене- ний, движущих сил исторического процесса, выработки более достоверных критериев членения мировой истории.
Изучение философских оснований системности общества и критериев членения исторической действи- тельности завершим кратким анализом учения об обще- ственно-экономической формации и понятия "основные процессы жизни общества".
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия