13.5. Методы
Метод как совокупность правил, приемов и опера- ций практического и теоретического освоения действи- тельности служит прежде всего получению и обоснова- нию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы - мерило ее зрелости и совершенства, показатель сложившихся в ней отношений. История ее развития, психология творчества свидетельствуют о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования надежных мето- дов работы. "При хорошем методе и не очень талантли- вый человек может сделать многое. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не по- лучит ценных точных данных", - писал И.П. Павлов (36. С.16). По справедливому замечанию Леонардо да Винчи, методы предостерегают изобретателей и иссле- дователей от обещания себе и другим вещей, которые невозможны.
Характер методов существенно определяется пред- метом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом и другими факторами. Мето- ды, подходящие для одной области научных исследова- ний, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В то же время мы являемся свидетелями
207
многих выдающихся достижений как следствий переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки для решения их специфических задач. На- блюдаются, таким образом, противоположные тенденции дифференциации и интеграции наук на основе применяе- мых методов.
Учение о методах называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать их, установить пригодность применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и дейст- вия являются необходимыми и достаточными, чтобы реа- лизовать определенные научные цели и в конечном счете получить новое объективно-истинное и обоснованное
знание.
В структуре метода центральное место занимают пра- вила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок действий при достижении некоторой цели. Согласно Геге- лю, правило состоит в подведении особенного под общее. Правило является таким положением, в котором отражена закономерность в некоторой предметной области. Эта за- кономерность образует базовое знание правила. Кроме того, правило включает некоторую систему операциональных норм, обеспечивающих "подведение", т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека.
В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, об- щенаучное, конкретно-научное содержание научного ме- тода. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в раз- личного рода методиках.
Философское содержание составляют положения логики (диалектической и формальной), этики, эстети- ки. Все они за исключением, пожалуй, законов формаль- ной логики не существуют в форме жёсткой системы норм, рецептов или технических инструкций и фиксиру- ются в самых общих ориентирах научного познания. Образно говоря, философия - это компас, помогающий определить правильное направление, но не карта, на кото- рой заранее расчерчен путь до конечной цели. Методоло- гическая ценность философии находится в прямой зависи- мости от того, в какой мере она опирается на познание всеобщих существенных связей в объективном мире.
208
Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание общена- учного характера. Таковы положения математики, тео- ретической кибернетики, семиотики, теории систем, си- нергетики и других наук, оперирующих понятиями инфор- мации, сложности, системы, структуры, самоорганизации, модели, управления, элемента, знака, алгоритма, вероятно- сти, разнообразия, гомоморфизма и т.д. Методы этих наук глубоко проникли в самые различные отрасли современ- ного познания.
Знания о совокупности принципов и методов, при- меняемые в той или иной специальной научной дисцип- лине, составляют ядро конкретно-научной методологии. Специфический набор методологических средств имеют, например, исследования в биологии, физике, химии и т.д. В то же время результаты этих наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Например, для техникоз- нания огромное регулирующее значение имеют закон со- хранения и превращения энергии, второе начало термоди- намики, запрещающие работы по изобретению "вечного двигателя". Тесная связь инженерной деятельности с прак- тическими потребностями вызывает необходимость свое- временного учета в технических науках многообразных и быстро изменяющихся регулятивов социально-экономи- ческого характера.
Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методи- ка обеспечивает сбор и первичную обработку опытных данных, регулирует практику научно-исследовательской ра- боты - экспериментально-производственную деятельность. Теоретическая работа тоже требует своей методики. Здесь ее предписания относятся к деятельности с объектами, выраженными в знаковой форме. Например, существуют методики различного рода вычислений, расшифровки текстов, проведения мысленных экспериментов и т.д. На современном этапе развития науки как -на ее эмпириче- ском, так и на теоретическом уровне исключительно важ- ная роль принадлежит компьютерной технике. Без нее немыслимы современный эксперимент, моделирование ситуаций, различные вычислительные процедуры.
209
Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность уз- коспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения - инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.д. На уровне методи- ки установки, существующие идеально, в мыслях челове- ка, как бы смыкаются с практическими операциями, за- вершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою очередь практика исследования не- возможна без управления со стороны идеальных устано- вок. Хорошее владение методикой - показатель высокого профессионализма.
Научные методы можно разделить по разным осно- ваниям - в зависимости от стоящих при их использовании задач. Позволительно, в частности, говорить о методах об- щих и специфических, практических и логических, эмпи- рических и теоретических, употребляемых при открытии и обосновании. Общими мы называем методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то вре- мя как специфическими - те, которыми пользуется только наука. К первым относятся анализ, синтез, абстрагирова- ние, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др.; ко вторым - научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстракт- ного к конкретному и т.д. Практическими являются ме- тоды, применяемые на практическом, т.е. предметно- чувственном уровне научного познания, в то время как логические методы - это логические "фигуры", которые яв- ляются результатом обобщения миллиарды раз повторяю- щихся практических действий. К числу первых относятся наблюдение, измерение, практический эксперимент, пред- метное моделирование, к числу вторых - доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание, мысленный эксперимент, знаковое моделирование и др. Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент, пред- метное моделирование относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их и с ними "слитые" доказатель- ство или выведение следствий. Такие же методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими. Существуют методы, приспособленные преимущественно
210
к обоснованию знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие же "работают" боль- ше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия).
Особого разговора заслуживают методы научно- технического творчества, в процессе которого научное ис- следование, открытие нового соединяется с его созидани- ем, изобретением. Субъект научно-технического творчества синтезирует в себе качества ученого и инженера. Его важ- нейшая задача состоит в том, чтобы знания, фиксирующие действия фундаментальных природных сил, подвергнуть жесткой целевой обработке и создать искусственное тех- ническое устройство (артефакт), способное выполнять некоторые операционные обязанности человека.
Если при открытии решающее значение имеют та- кие методы, как анализ, абстрагирование, объяснение, эксперимент, то при изобретении на первый план вы- ходят наблюдение, измерение, моделирование, синтез (конструирование). Конкретизация идет на смену абст- рагированию, ограничение - обобщению. Процесс идеа- лизации сменяется обратным процессом - устранением идеализированных объектов, заменой их абстракциями, имеющими предметно-наглядное наполнение. На этом уровне не остается места для приблизительности, блужда- ний ума и спекуляций, ибо мысль проверяется практи- кой, непосредственно подтверждаясь или опровергаясь самым очевидным образом.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия