12.4. Чувственное и рациональное в познании
Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира, и вопрос о способности познавать окружающий мир составляет вторую сторону основного вопроса философии - об от- ношении мышления к бытию. В соответствии с теорией познания диалектического материализма тождество мыш- ления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт этого процесса - образы, знания - от- личаются достоверностью, точностью, существенностью отображаемых свойств и отношений.
Диалектико-материалистическая трактовка познания противоположна различным его идеалистическим истолко- ваниям. Так, в объективном идеализме, в частности, у Гегеля, этот процесс интерпретируется как изначальное совпадение субъекта с объектом, поскольку в основе действительности, как утверждают представители этого философского на- правления, лежит саморазвитие духа, который является аб- солютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Субъективный идеализм, не допускающий существо- вания реальности вне и независимо от нашего сознания или рассматривающий ее как нечто полностью опреде- ляемое духовной активностью, отождествляет объект с чувственными впечатлениями о нем. Самое большее, что может познать субъект, по утверждениям субъективных идеалистов, - это его собственные чувственные впечатле- ния, бытие же самостоятельного и многообразного мира объектов нам никто не гарантирует.
Процесс познания протекает в различных чувствен- ных и рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Ра- циональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.
Ощущение - отражение предмета (ситуаций, собы- тий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Это исходный пункт познавательного про- цесса, его единственный источник и необходимая пред- посылка. Ощущение непосредственно связывает человека
182
с внешним миром, превращает энергию внешнего раз- дражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, температурные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия, ус- корения и т.д. Целостное отражение предметов в резуль- тате их непосредственного воздействия на органы чувств называется восприятием. Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, позволяющих ус- тановить формы этих предметов; глаз, прослеживающих их видимые контуры; органов слуха, улавливающих соот- ветствующие колебания воздуха. Благодаря восприятию достигается связывание и соотнесение предметов в про- странстве и времени. Тем самым обеспечивается ориенти- ровка познающего субъекта в окружающем мире.
В представлении теряется непосредственность отра- жения и формируются образы предметов на основе при- поминания или продуктивного воображения. Как и вос- приятие, представление неотделимо от индивидуального субъекта и ограничено его возможностями. Но если вос- приятия противостоят лишь наличному данному, настоя- щему, то представления могут обобщать сходные черты предметов, одеваясь в языковую оболочку, но оставаясь тем не менее формой чувственного отражения в виде на- глядно-образного знания, фиксирующего внешние сторо- ны предметов.
Процесс отражения в рациональных формах назы- вается мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить знания о таких отношениях в объективном мире, которые недоступны чувственному восприятию,
Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентрируется отображение существенных призна- ков предметов. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. При этом признаки предметов, данные в представлении слитно и нерасчле- ненно, в понятии подвергаются анализу и фиксируются как расчлененные, с выделением существенных из них. Единый чувственный образ как бы препарируется и пре- образуется с определенной точки зрения. Например, в житейской практике можно иметь представление о тре-
183
угольнике, которое, в частности, дает возможность отли- чить предметы треугольной формы от предметов других геометрических форм. Но уже в курсе школьной геомет- рии, на уровне понятий, знание о нем предстает совер- шенно иным - расчлененным и упорядоченным в своих
компонентах.
Образование понятия - процесс рефлексивный. Реф- лексия - существенное свойство сознания, состоящее в ос- мыслении и осознании его собственных форм и предпосы- лок. Понять нечто в окружающем мире - это значит не просто зеркально отразить его в своем сознании, но и "пропустить" через усвоенные ценности, нормы, идеалы, накопленный опыт; преломить через призму стоящих за- дач. Поэтому возникновение, развитие и существование понятий связаны с анализом, критикой, оценкой и преобра- зованием хода познавательного процесса и его результатов.
Если с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суж- дения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражает- ся наличие (отсутствие) у него какого-то признака. При этом данный признак может быть как существенным, так и несущественным. Например, в понятии "изобретение" мыслятся такие существенные признаки, как "техническое решение задачи", "результат, обладающий новизной", "результат, обладающий производственной применимо- стью", и не обязательно мыслятся несущественные при- знаки, выраженные словами "процесс, сопровождаемый тщательными научными исследованиями" или "результат научно-технического творчества группы лиц".
В суждениях же "Изобретение есть техническое ре- шение задачи", "Изобретение сопровождается тщательными научными исследованиями" и других указывается на связь предмета мысли с одним из его многочисленных призна- ков. Причем в первом суждении выражена связь предмета с одним из существенных признаков, а во втором - с одним из несущественных (может оказаться, что такая связь от- сутствует вовсе, и данная мысль является ложной).
Как и понятие, всякое суждение содержит в себе элемент рефлексивности. Судить о чем-либо - значит не только указывать на принадлежность или непринадлеж- ность признака предмету, но и выразить свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убежде-
184
ния, сомнения, веры. Это отношение либо подразумевает- ся, либо явно выражается с помощью различного рода оценочных предикатов: "истинно", "ложно", "необходимо", "возможно", "хорошо", "плохо", "допустимо", "запрещено", "правильно" и др. Любое знание человека можно подвести под такой предикат, как критерий оценки.
В процессе познания отдельные суждения связыва- ются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непосредственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством кото- рой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добы- вается выводным путем, т.е. способом умозаключений.
Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются сторо- нами единого процесса. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможны благодаря абстрагирующей силе человеческого разума. Конечно, бывает непросто связать любое понятие (например, мнимое число в математике) с наглядным образом. Однако изучение формирования понятий и выработка взгляда на них как на абстракции от абстракций дают основание за- ключить, что такая связь, безусловно, имеется. С дру- гой стороны, любой наглядный образ "нагружен" мыс- ленным содержанием. Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный ком- понент, в других же (например, в искусстве) - чувст- венный.
Ό\ 2Й1
Связь чувственного и рационального имеет харак- тер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его основе, но и наоборот - чувственное предопределяется рацио- нальным, как бы выполняет его установки. Как отме- чал известный русский физиолог И.М. Сеченов, "мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим". В этом (но не только в этом) проявляется одна из важ- нейших особенностей отражательного процесса - его
активность.
Вопрос о соотношении чувственного и рациональ- ного был предметом оживленных дискуссий между пред-
185
ставителями различных философских школ. Сенсуалисты, в особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали, что главной и определяющей формой достоверного позна- ния является чувственность и что деятельностью органов чувств можно объяснить все содержание человеческого сознания. Им возражали рационалисты, считавшие ос- новой познания и поведения людей разум. К ведущему тезису сенсуализма "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" Лейбниц, один из главных предста- вителей рационализма, добавил: "Кроме самого разума". Тем самым он отвел разуму роль единственного источ- ника знаний и критерия их истинности.
Слабость сенсуализма - в неспособности удовлетво- рительно объяснить природу теоретического уровня позна- ния. Сенсуалисты, например, заходили в тупик при истол- ковании природы математических понятий, логических правил вывода и т.д. Но и рационалисты столкнулись с иной, не менее серьезной трудностью - дать непротиворе- чивое объяснение объективному характеру знания, нали- чию частного, случайного в нем.
12.5. Практика - основа познания
Материалисты в прошлом придерживались тезиса о непосредственной достоверности чувственных образов и постулировали как бы зеркальное отображение внешнего мира в сознании человека. С развитием науки и филосо- фии стало очевидным, что это упрощенные представле- ния: субъект не есть нечто пассивное, страдательное; в процессе познания он действует активно и целенаправ- ленно, отчего всякий познавательный результат несет на себе печать этой субъективности.
Знания как один из моментов духовной деятельно- сти генетически связаны с практической деятельностью. Она, многократно повторясь, позволяла, в частности, ус- танавливать, что с помощью предметов, различных в каких-то отношениях, можно производить одни и те же действия. Например, зверя можно убить заостренной палкой, и различия между отдельными палками в мас- се, длине и т.д. в определенных пределах не имеют при этом существенного значения. Топор, независимо от того, изготовлен ли он из камня, меди или железа, в
186
известных условиях действует с одинаковым эффектом. Воспроизведение такого рода процессов по удовлетво- рению потребностей людей запечатлевались в их мозгу, они (как, впрочем, и звери) мысленно учились отли- чать внешние предметы, служащие удовлетворению их потребностей, от всех других предметов. Практическая деятельность, таким образом, явилась источником мыс- ленного объединения предметов в классы, обобщения их по существенным признакам.
Следует обратить внимание на то, что в сознании че- ловека предметы внешнего мира отражаются прежде всего теми сторонами и свойствами, которые способствуют ему в практической деятельности, в достижении поставленных целей. Именно эти стороны и свойства кладутся в основу образования понятий и формирования знаний о способах освоения и преобразования внешнего мира.
Практика пронизывает всю познавательную дея- тельность человека, включая ее самые абстрактные сфе- ры. Возьмем, например, такую абстрактную науку, как математика. На первый взгляд, ее развитие есть продукт далеких, отвлеченных от реального мира творческих уст- ремлений человека или, как у Гегеля, порождения одних идей другими идеями. В полном соответствии с гегелев- ской терминологией сложение положительных чисел, например, отрицается в вычитании, а это в свою очередь отрицается на более высоком уровне арифметики, вклю- чающем в себя как положительные, так и отрицательные числа. Таким образом, историю математики можно представить как своеобразную "феноменологию духа". Вместе с тем верно и то, что, во-первых, математические понятия суть отражения отношений в объективном ми- ре, в противном случае они не находили бы практиче- ского применения; во-вторых, получение самых абст- рактных математических истин реализуется с помощью логических законов, сформировавшихся, в свою очередь, на основе практической деятельности людей и отно- шений объективного мира. По словам В.И. Ленина, "практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторе- нию различных логических фигур, дабы эти фигуры мог- ли получить значение аксиом" (25. Т.29. С. 172). Однако
187
это вовсе не означает, что между практическими дейст- виями и сформированными на их основе логическими формами и предписаниями существует полное соответст- вие. Логические формы - идеальное выражение внеш- него бытия. Они фиксируют всеобщее в нем и абстра- гируются от единичного, которое характерно для вся- кого чувственного образа. Но, будучи однажды воз- никшими, логические формы становятся предпосылкой идеальных планов дальнейшей преобразующей, чувст- венно-предметной деятельности. Их приложение к действительности происходит не безболезненно, не без коллизий и алогизмов, что обнаружили и хорошо выра- зили в своих вопросах уже древние философы. В наи- более отчетливой форме эти вопросы представлены в рассуждениях, известных под наименованием апорий Зенона Элейского.
Наш опыт убедительно свидетельствует о том, что тело, имеющее большую скорость, догоняет и пе- регоняет другое тело, движущееся в том же направле- нии с меньшей скоростью. Но попытки применить для описания данного обстоятельства привычные нам логические категории наталкиваются на значительные трудности. Это хорошо иллюстрируется с помощью рас- смотренной ранее апории "Ахиллес и черепаха". Данное рассуждение обнаруживает бессилие логического мыш- ления, опирающегося на понятия конечность и прерыв- ность, в сферах, где господствуют бесконечность и не- прерывность.
Действительность, окружающий мир, наша прак- тическая деятельность несравненно богаче применяемых к ним логических средств. Апории Зенона - современ- ный намек самоуверенному научному мышлению о не- надежности однажды выработанных понятий и методов, используемых в новых, неисследованных областях.
Понимание знания, с одной стороны, как продукта практической деятельности, а с другой стороны, - как ос- новы ее идеальных планов и программ, является исходным принципом диалектико-материалистической теории позна- ния, позволяющим раскрыть сущность единства познания и действительности.
188
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия