logo
Философия

9.3. Специфика социального отрицания

В обществе закон отрицания отрицания, как и иные элементы объективной диалектики, приобретает весьма существенное своеобразие. Оно обусловливается прежде всего тем, что здесь отрицание непосредственно обнару- живается в соответствующих действиях людей. Поэтому речь должна идти о конкретных субъектах (кто отрицает) и объектах (что отрицается) социального отрицания, его направленности, характере, методах и средствах, результа- тах и т.д. В истории отрицание наиболее резко проявляет- ся в социальных революциях, в войнах, в физических столкновениях людей.

В жизни людей отрицание - их социальное дейст- вие. Тем самым применительно к обществу желательно различать объективный процесс развертывания соци- альных противоречий и сознательные практические действия людей, направленные на отрицание конкрет- ных явлений общественной жизни. Нередко может наблюдаться рассогласованность действий людей и объективного процесса самоотрицания. Поэтому в обществе - в отличие от природы, где все отрицания суть диалектические - возникает надобность в диффе- ренциации соответствующих социальных действий. Не всякое из них - диалектическое отрицание. Верно пи- сал Г.В. Плеханов: "Если я отрицательно отношусь к данному общественному строю, то мое отрицание "разумно" только в том случае, когда оно совпадает с тем объективным процессом отрицания, который про- исходит в собственных недрах этого строя, т.е. когда этот строй утрачивает свой исторический смысл, всту- пает в противоречие с теми общественными нуждами, которым он обязан своим возникновением" (39. Т.1. С.455).

Называют диалектическим то отрицание, которое ве- дет к социальному прогрессу. В противном случае дейст- вие недиалектическое. Оно будет таковым, если непра- вильно выбран объект отрицания, когда оно производится произвольно и преждевременно, не учитывается специ- фика отрицаемого объекта, игнорируются конкретные условия и т.д.

135

При коренных преобразованиях, происходящих ныне в нашим обществе, следует остерегаться крайно- стей в трактовке социального отрицания - нигилизма и эклектического плюрализма. Нигилизм - неправомер- ная, абстрактная установка на безграничную деструк- цию, на критику и отрицание всего и вся без анализа конкретных ситуаций и фиксирования "положи- тельного" в отрицаемом (в экономике, политике, культуре, идеологии, истории). Но столь же односто- ронне придерживаться позиции эклектического плю- рализма, абсолютизирующего момент снятия в разви- тии. Подобная философская установка означает, по существу, отказ от социального отрицания, стремление совместить принципиально чуждые друг другу явления (тоталитаризм и демократия, гуманизм и национализм, наука и религия, материалистическое мировоззрение и идеализм, истина и фальсификация и т.п.).

При рассмотрении социальной специфики отри- цания отрицания важно учитывать и то, что в обществе появляются некоторые новые факторы возможного и необходимого воспроизведения на высших этапах его развития определенных черт низших ступеней. Неред- кие в истории скачки назад, зигзаги в социальной эво- люции, замедление темпов развития, реставрации ре- акционных режимов и т.п. обусловливаются во многом соотношением и борьбой общественных сил, времен- ным поражением прогрессивных движений, незнанием или игнорированием людьми объективных законов, субъективизмом и волюнтаризмом в социальных дейст- виях. В развитии антагонистических формаций со вре- менем наблюдается усиление регрессивных тенденций, нарастание цикличности социального процесса.

Но в истории человеческого общества отсутствует какая-либо предопределенность, имеют место вариа- тивность и нелинейность развития. В XX в. капитализм ценой громадных общественных кризисов, катаклиз- мов, с использованием достижений НТР вступил в но- вый цикл динамичного процесса. Вместе с тем многие кризисные явления с социальным "возвратом якобы к старому" и повторением прошедших стадий обозначи- лись в бывших социалистических странах. Реальный ход событий оказался несравненно сложнее и неожи- 136

даннее, чем предполагалось многими теоретиками- марксистами, видевшими в истории сквозь призму догматически воспринятого отрицания только его общую социальную схему: первобытный коммунизм - классовое общество - социализм (коммунизм). Ны- нешний "откат" социализма, переход к рыночным от- ношениям и приватизация существенно изменяют каче- ство и направленность общественных процессов и еще раз показывают, следовательно, недопустимость интер- претации исторического прогресса в духе простого прямолинейного прогресса или абстрактной формулы триады.

Итак, закон отрицания отрицания определяет в со- вокупности своих элементов (деструкция, снятие, повтор- ное и продолжающееся отрицание, взаимопереход проти- воположностей, возврат якобы к прошлому и др.) общую структуру развития как необходимость поступательного процесса с моментами относительной повторяемости и цикличности.