logo
Философия

2.1. Проблема бытия в философии

Возникновение философского мышления знамено- вало собой переход от мифа к логосу. Вымышленное, яр- кое, порой полное драматических коллизий, но не нуж- дающееся в доказательствах мифологическое представле- ние о мире повелевало принимать его как данный, без какого-либо анализа. Пришедшее же на смену мифологии разумно-логическое толкование мира не могло ограни- читься верой, оно стало искать ответ на простые, на пер- вый взгляд, вопросы: что, где, когда, почему и откуда? Они в свою очередь трансформировались в другие. Что есть мир? Где он начинается и кончается? Каковы причи- ны изменений вещей? Во всех этих и во многих других вопросах так или иначе речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится од- ним из мировоззренческих оснований философского мышления.

Более того, понятие бытия имеет универсальный характер.

Проблема бытия как смысла жизни осознанно или неосознанно волнует в глубине души каждого человека. А категория бытия является всеобщей универсалией (общим понятием) в любой культуре. Представление о бытии чело- век впитывает в себя из непосредственного окружения, ли- гературы, искусства. И каждый не раз в жизни задает себе вечный гамлетовский вопрос: "Быть или не быть?" Вопрос

27

о смысле человеческого бытия - это, по сути дела, вопрос о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет человек. Готовы ли мы ответить на него? Обыденность, повседневные заботы подчас заслоняют от человека этот судьбоносный вопрос. Но в сложных жизненных ситуаци- ях, когда человек стоит перед выбором в моменты одино- чества или перед лицом смерти, он невольно задается во- просом о смысле собственной жизни, а через него и о смысле человеческого бытия вообще.

Смысл бытия может не осознаваться человеком, но уже сама жизнь в определенном отношении является ее смыслом или хотя бы основанием смысла. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а в каждый момент истории является продуктом индивидуализированных "Я". Жизненный смысл только в действии, которое является необходимым условием самореализации личности, раскрытием ее воз- можностей, способностей, таланта. Именно это позволяет подняться личному до внеличного, общечеловеческого и космического. В одной из бесед А. Эйнштейн, назвав жизнь возбуждающим и великолепным зрелищем, сказал, что если бы он узнал, что умрет через три часа, то это не произвело бы на него особого впечатления и он подумал бы о том, как их лучше всего использовать. Эйнштейн писал, что он так слился со всем живым и ему безразлич- но, где в этом потоке начинается или кончается чье-либо конкретное существование. Вопрос о смысле бытия, по- ставленный человеком самому себе, вырывает его из пут самоизоляции, делает осознанным соучастником истори- ческого бытия, является шагом на пути к внутренней свободе, возвышению чувства собственного достоинства.

Выход осознания жизненного смысла бытия челове- ка в надличностную сферу затрагивает глубокие социо- культурные пласты, которые могут получить объяснение только с позиций такого знания, как философия.

Понятие бытия является одной из основных катего- рий философии. Материя, движение, пространство, вре- мя, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие - все определяется через понятие бытия. На самом деле - что такое материя? То, что обла- дает самостоятельным бытием, существует независимо от сознания. Сознание же есть идеальное бытие как отраже-

28

ние материи. Пространство и время - формы ее бытия и т.д. Значение категории бытия для философии трудно пе- реоценить. Не случайно Гегель называл поэму Парменида "О природе", в которой проблема бытия занимает цен- тральное место, началом философии. Философское по- нимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Все вещи и явления мира, человек и его сознание, мир в целом, знание о мире и его состав- ляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия.

Философия выходит за рамки простой констатации эмпирического существования вещей, постигаемого лич- ным опытом. Обыденная жизнь человека, повседневное общение сделали факт самого существования неотъемле- мой характеристикой данных в опыте вещей и процессов. Это даже нашло свое отражение в речи. Важнейшим эле- ментом многих языков является связка "есть" ("is" в анг- лийском, "ist" - в немецком, "je" - в чешском и т.д.). В со- временном русском и белорусском языках связка "есть" в большинстве случаев опускается, но смысловая нагрузка остается. Павел - инженер. (Павел есть инженер). Алесь - архитектор. (Алесь есть архитектор). Явная или неявная связка "есть" наряду с констатацией факта существования вещей, свойств, отношений как таковых отражает и принадлежность к определенным группам, категориям вещей, свойств и отношений. Выражение бытийности в языке является таким отражением свойств реального мира, каким он предстает человеку в его отношениях к другим людям, окружающим вещам, иначе говоря, ка- ким он дан в практической деятельности. Этот лин- гвистический экскурс подтверждает общекультурную значимость понятия бытия, однако не выводит за рамки личностного опыта.

Философию же с самого начала отличает выход за пределы опыта. Для философского миропонимания харак- терно стремление не констатировать просто тот или иной факт, а желание понять, как соотносится действительность с мыслью, насколько достоверна мысль. Этот процесс со- единения казалось бы не сводимых в единое вещных и идеальных сущностей философия в явном или неявном виде осуществляет через призму понятия бытия.

29

Во всех учениях античных философов категория бы- тия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид, например, придерживал- ся абстрактного понимания бытия, но не видел смысла в различении бытия и мысли. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бы- тия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет.

Для Демокрита же реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демок- риту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых.

Платон противопоставлял истинное бытие (мир ду- ховных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие - источник любой положительной реальности. Наряду с положением о тождественности бытия разуму он обосно- вывает и другой тезис, согласно которому бытие - это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в силу своей причастности к бытию вещи становятся все конкретней, индивидуальной, свободней, уходя все дальше от абстрактного однообразия.

Аристотель же определяет, в чем суть бытия как бы- тия, что оно представляет само по себе. Бытие вообще у него - это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не про- сто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное.

В средневековье, когда господствующим было рели- гиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Бо- гом, от которого происходит, как полагали, бытие отдель- ных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: "Бог есть само бытие". Вместе с тем в эту эпоху, значение и вели- чие которой мы начинаем по-настоящему осознавать только теперь, сформулированы имеющие непреходящее значение идеи. Такова идея самоценной в своем бытии личности, воз- никшая на почве христианского средневековья.

30

В новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век просвещения, хотя и разными путями, философы выработали такую концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется тенденция рассматривать бытие как единичное фактиче- ское существование (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк); с другой - строится система абсолютного бытия (Р. Декарт, Б. Спиноза).

Немецкая классическая философия наполняет кате- горию бытия диалектическим содержанием. Так, у Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, в зароды- ше, потенциально. Их взаимопереходы он рассматривает как становление, полностью соглашаясь в данном случае с древнегреческим философом Гераклитом.

Технократические тенденции в обществе, которые со времени изобретения паровой машины развивались сначала медленно, а затем получили невиданное ускоре- ние, разъединяли природу и человека, разводили в разные стороны естественнонаучное и гуманитарное знание. Это безусловно сказывалось и на философии; возникали такие течения, как физический идеализм, логический позити- визм и др. Однако многие философы стремились пре- одолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А. Бергсон и др.).

В западной философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В сво- ей философии А. Шопенгауэр ставит задачу окончательно раскрыть тайну бытия. Исходя из бесспорного признания объективности мира, он утверждает, что поскольку мир сам ничего не знает о том, что он мир, то становится таковым только для познающего субъекта и поэтому является миром человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собствен- ное представление. И в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), в противовес классическому по- ниманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзи- стенциализм "очеловечивает" проблему бытия.

Заслуживают внимания идеи русских космистов о цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается

31

необходимость единения людей не на социально-эконо- мической или идеологической основе, а на экологиче- ской. В.И. Вернадский писал: "Лишь благодаря условно- стям цивилизации неразрывная и кровная связь всего че- ловечества с остальным живым миром забывается, и чело- век пытается рассматривать отдельно от живого мира бы- тие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подхо- дим к изучению человечества в общей связи его со всей природой" (9. С. 13).

Категория бытия, выкристаллизовавшаяся в период становления философии, оставалась в ее различных сис- темах именно таким универсальным (несмотря на разли- чие конкретных интерпретаций) понятием, которое свя- зывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах ре- альности.