logo
Философия

15.3. Социальная философия XIX - XX вв.

В эти два столетия совершается переход от ста- новления социальной философии к формированию ее в специализированную отрасль гуманитарного знания, опирающуюся в своем развитии на собственный теорети- ческий материал, достижения всех наук, реалии совре- менного мира.

Краткий обзор основных направлений и школ соци- альной философии XIX - XX вв. начнем с классической немецкой философии, идеи и концепции которой приоб- рели методологическую значимость для гуманитарного знания в целом. Это идеи И. Канта о достижении всеоб- щего правового гражданского состояния, об установлении вечного мира между всеми государствами. Стало новым этапом в философии истории учение Г. Гегеля о законе как объективной связи, необходимости, сущности, о диа- лектике сущности и явления. Гениальной явилась мысль Гегеля о закономерности мировой истории, хотя и рас- сматривалась она как шествие абсолютной идеи. С по- зиции антропологии, учения о человеке, Л. Фейербах поставил вопросы об источниках и проявлении отчужде- ния, о земных корнях религиозных верований, о любви человека к человеку как пути преодоления социальной несправедливости и достижения счастья.

К 30-40 годам XIX в. относится возникновение по- зитивистской социологии и исторического материализма, получивших дальнейшее развитие и широкое распростра- нение. Все последующие социально-философские учения испытали воздействие исторического материализма и так или иначе выражали к нему свое отношение.

Французский мыслитель О.\ Конт выступает в роли ниспровергателя всей прежней философии ("метафи- зики") и "преобразователя наук". В трех последних книгах шеститомного "Курса позитивной философии" и других

253

работах он излагает концепцию социологии как учения о законах связи и развития общественных явлений. Свою позитивную социологию Конт противопоставлял всей прежней социальной философии. Социология, по О. Конту, подразделяется на две основные части: статику, описы- вающую условия равновесного сосуществования общест- венных явлений, и динамику, которая рассматривает развитие социума под воздействием моральных идей, "естественных" законов. Идеальное общество Конт пред- ставлял по формуле: "любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель".

Не вдаваясь в содержательный анализ учения об об- ществе Конта и его последователей Д. Милля, Г. Спенсера, Н. Михайловского и других, правомерно признать, что их работы (правда, скорее вопреки намерениям самих авто- ров!) стимулировали формирование нового статуса соци- альной философии в гуманитарном знании, включая ее роль как общесоциологической теории. Соединению со- циологии позитивизма с социально-философскими кон- цепциями активно способствовал Э. Дюркгейм.

Также достижения и других мыслителей и школ приобрели характер специализированного знания в русле философских размышлений о человеке, обществе, истории. Об этом свидетельствовали не только достижения класси- ческой немецкой философии, но и учение французских историков Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье о классах и клас- совой борьбе как движущей силе развития общества. Со- циалисты-утописты подвергли аргументированной крити- ке капиталистическое общество, а Сен-Симон обосновал учение об обществе как целостном организме, в котором низшие формы закономерно уступают место высшим, об определяющем значении в истории "индустрии" (эконо- мики) и соответствующих ей форм собственности и классов. В высказываниях В. Белинского, А. Герцена, Г. Чернышевского, К. Калиновского, Т. Шевченко со- держались идеи о революционно-демократической пер- спективе преобразования общества, о возрастающем зна- чении литературы, искусства, философии в просвещении и прогрессе. Правда, социально-философские учения в главном и решающем еще не выходили за пределы идеа- лизма, хотя вполне заметным становилось накопление и углубление идей, подходов, концепций, в которых

254

"прорезывалась" материалистическая направленность. Без этого было бы невозможным открытие и обоснование в 40-е годы XIX в. диалектико-материалистического пони- мания истории.

К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит заслуга рас- пространения положений материализма на познание че- ловеческого общества, создание исторического материа- лизма, т.е. диалектико-материалистического понимания истории, исходные положения которого были рассмотре- ны в "Экономическо-философских рукописях 1844 года" и "Немецкой идеологии" (1845-1846 гг.). Предельно краткое и одновременно исчерпывающее изложение сущности исторического материализма дал К. Маркс в предисловии "К. критике политической экономии".

В постсоветский период стало широко проявляться нигилистическое отношение к марксистской философии. Ее положительные достижения замалчиваются, а сущ- ность учения часто извращается. Так, в "Философском энциклопедическом словаре" (Москва, 1997) отсутствует статья о Марксе (хотя есть справки о значительно менее известных Маритене и Маркузе). А о "материализме исто- рическом" говорится, что "его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и от- клоняет самую возможность всякой метафизики) состав- ляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но гл. о. законы диалектики". Между тем обвинения исто- рического материализма в "позитивизме", "натурализме" и "механицизме" совершенно несостоятельны, хотя, разуме- ется, далеко не все написанное К. Марксом сохранило свою значимость в свете современных кардинальных ди- намических социальных изменений.

Суть главного принципа исторического материализма состоит в признании того, что общественное бытие опре- деляет общественное сознание, которое в свою очередь ак- тивно воздействует на все процессы жизни общества. "Не сознание людей, - писал К. Маркс, - определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна- ние" (29. Т.13. С.7). В.И.Ленин, отстаивая важнейшее по- ложение марксизма об определяющей роли общественного бытия, подчеркивал значимость общественного сознания: "Сознание человека не только отражает объективный мир,

' 255

но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его" (25. Т.29. С.194-195).

Какой же смысл вкладывается в понятие "общес- твенное бытие" и "общественное сознание"? Что ими обозначается? Общественное бытие - это объективная общественная реальность, прежде всего, материальный процесс жизни общества. Под общественным сознанием понимают духовную жизнь общества, осознание им самого себя, общественного бытия, исторической. действительно- сти. Эти категории прежде всего выражают первичное и вторичное в историческом процессе, объясняют истоки, причинную обусловленность социальных явлений.

Характерно, что в полемике с идеалистическими воз- зрениями на общество и проявлениями волюнтаризма и субъективизма классики марксизма-ленинизма упор делали на материалистическое понимание истории, на признание определяющего значения общественного бытия, матери- альной жизни общества и объективных требований его за- конов, т.е. на последовательное решение основного вопроса философии с позиций материализма в познании общества. Когда же в центре их внимания вставали проблемы взаимо- связи основных процессов общества, соотношения объек- тивного и субъективного, использования законов общества и реализации их требований, то они обращали внимание на решающую роль субъективного фактора в осуществлении объективно назревших потребностей развития общества, отмечая обратное активное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Значительный вклад в дальнейшее обоснование и конкретизацию материалистического понимания истории внесли Д. Благоев, А. Богданов, Н. Бухарин, А. Грамши, К. Каутский, А. Лабриола, П. Лафарг, Д. Лукач, Ф. Ме- ринг, Г. Плеханов и др. В странах, где в недавнем про- шлом коммунистические партии были правящими, хотя и получили новаторское развитие отдельные вопросы исто- рического материализма, имело место и то, что под его "знаменем" распространялись вульгарно-материалистичес- кие и волюнтаристские, апологетические концепции, "сдобренные" марксистской терминологией и "аргументами" в виде догматического цитирования.

Из концепций зарубежных марксистов отметим гуманистическую антропологию, ядром которой явля-

256

ется учение о жизнедеятельности человека и путях пре- одоления отчуждения его сущностных сил (работы итальян- ца Э. Пачи, немца Э. Блоха, американца Дж. Сомервилла и др.). Активно осуществляется исследование специфиче- ских структур общества, которым присущи свои законы и пространственно-временные характеристики (французские философы Л. Альтюсер, М. Годелье, итальянский Ч. Лу- порини). Новые вопросы развития научного знания, взаи- мосвязь науки и техники поставлены в трудах Дж. Бернала, Т. Павлова, М. Корнфорта и др.

В 30-70-е годы XX в. в социальной философии Запада значительное влияние приобрела Франкфуртская школа не- омарксизма, для которой характерна попытка сочетать марксистскую философию с гегелевской концепцией, ан- тропологическими и психологическими (фрейдистскими) подходами. В книге Ю. Хабермаса "К реконструкции исто- рического материализма" принцип организации был объяв- лен главным критерием для выделения исторических ступе- ней развития общества. М. Хоркхаймер и В. Адорно в работе "Диалектика просвещения" выдвинули в качестве основной проблемы всемирной истории усугубляющееся отчуждение человека, порожденное конфликтом разума и природы. Г. Маркузе приобрел известность критикой противоречий современного технизированного и бюрократизированного общества. Революционной силой "развитого общества" он считал не пролетариат, а безработных, студенчество, гума- нитарную интеллигенцию.

В многообразии мнений, концепций, школ немар- ксистской социальной философии XX в. выделяются - по их содержанию, предмету размышлений - основные на- правления. Исходя из отмеченного критерия, кратко оха- рактеризуем следующие из них.

Первое направление. В качестве определяющего и решающего фактора исторической действительности рассматриваются разнообразные феномены психики, соз- нания - от бессознательного и эмоций до воли, мышле- ния, понимания, самосознания (А. Бергсон, Н. Бердяев, Э. Гуссерль, В. Дильтей, А. Камю, Г. Марсель, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гасет, Ж.-П. Сартр, Тейяр де Шарден, М. Хайдеггер, 3. Фрейд, М. Шелер). К этому направлению можно отнести и других философов, в диапазоне анализа которых находилась проблема существования человече-

9 Зак. 83 257

ского духа в мире и его роли в различных ситуациях, кол- лизиях социального бытия.

Второе направление составляют те философские школы и их представители, которые признают опреде- ляющую значимость в историческом процессе за вещест- венным, технико-технологическим фактором обществен- ного производства, за отраслями науки, питающими их прогресс, за системой организации производства и инфра- структуры (Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, Б. Бернхэм, Т. Веблен, Р. Дарендорф, Е. Масуда, М. Мэйс, У. Ростоу, Ф. Тейлор, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.).

В русле социально-философских концепций сере- дины XX в. получили также широкую известность уче- ния об исторической действительности как развитии и смене замкнутых культур, цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), разработанные методом структур- но-функционального анализа теории социального дейст- вия Т. Парсона и функционализма Р. Мертона.

Краткий обзор показывает, что в развитии социальной философии XIX-XX вв. происходят процессы и дифферен- циации, и интеграции. Это обусловлено как внутренней логикой развития философского знания, так и потребно- стями противоречивого, но все более взаимозависимого и во многом целостного современного мира. Путь конструк- тивного сотрудничества различных школ и течений соци- ально-философской мысли и критической оценки тради- ционных и современных концепций может способствовать получению результатов, которые в целом повысят научный статус и общественную значимость социальной философии.