logo
Философия

7.6. Противоречия и гармония

Рассмотрение действительности сквозь призму сти- мулирующих ее изменение объективных противоречий традиционно соотносится в истории философии с про- блемой гармонии мира, а также отдельных систем. С по- мощью представлений о гармонии мыслители стремились объяснить законосообразность Вселенной. Так, Клавдий Птолемей трактовал гармонию как деятельное начало, благодаря которому система приобретает соразмерность и упорядоченность. Выдающиеся представители классиче- ского естествознания И. Кеплер, Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон в открытых ими физических законах видели адекватное выражение гармонических явлений самой при- роды. Для немецкого философа-идеалиста Г. Лейбница "предустановленная гармония" мира есть движение к со- вершенству за счет внутренне присущей ему активности при сохранения направления непрерывных изменений состояния. По мнению современного французского фило- софа неотомиста А. Ламуща, гармония есть некий инст- румент в руках творца мира, с помощью которого он при- водит в согласие со своим планом как космос в целом, так и жизнь отдельных людей.

Вместе с тем многие философы связывают источник гармонической устроенное™ Вселенной не с потусторон- ними силами, а с присущими самому бытию противоре- чиями. Еще Гераклит соотносил понятие гармонии с совпадением, согласием, соединением противоположных сторон. Он утверждал, что и природа стремится к про- тивоположностям, и из них, а не из подобных вещей образует созвучие... Музыка создает единую гармонию, смешав (в совместном пении) различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие, расходящее- ся сходится, а из различного образуется прекраснейшая гармония. Через многие столетия эту мысль Гераклита выразит Гегель в формуле: гармония состоит из противо- положностей.

112

В материалистической диалектике гармония понима- ется как отношение систем (и элементов в системе), ха- рактеризующееся их взаимообусловленностью, функцио- нальным соответствием, целостностью и сохранением, единством многообразия. Гармония - не абсолютный ан- типод противоречия и не метафизическое застывшее рав- новесие противоположностей. Гармонию системы создает динамика взаимодействия ее составных частей в их внут- ренней согласованности. Такова, например, реальная психика здорового человека с ее взаимодополняемостью и согласованностью таких противоположностей, как чувст- ва, эмоции, разум, рассудок, вера, сомнение и т.п. При расстройстве же этой согласованности, что может вызы- ваться, в частности, действием структурных нарушений мозга, возникает дисгармония личности.

Таким образом, гармония предстает как особый способ существования противоречия, когда единством и "борьбой" противоположностей обеспечивается оптималь- ное функционирование системы. В то же время взаимо- действие противоположностей предопределяет динамику гармонии, переход от одного типа гармонического отно- шения к другому в рамках данного объекта и при пре- вращении его в качественно иное. На протяжении веков представление о гармонии служило мечтой и идеалом че- ловечества, надеждой на всеобщее счастье. Однако тщет- ны оказывались ожидания возникновения общества без социальных противоречий, конфликтов и антагонизмов. В современную же эпоху целостности и взаимозависимости мира все ощутимее становится необходимость гармониза- ции отношений противоположностей общества и приро- ды, экономического роста и духовности, классовых инте- ресов и общечеловеческих ценностей и др.

В данной связи будет правильным даже сказать, что гармония как превращенная форма противоречия выпол- няет функцию импульса, движущей силы развития. В свете современных синергетических представлений это становит- ся особо очевидным. Взаимодействие, кооперативность, сотрудничество, консенсус, согласованность действий в социальных отношениях более эффективна, чем прямые столкновения, конфликты и борьба.

Уяснение сути диалектики - учения о противоречиях - позволяет продвинуться дальше в понимании ее всеобщих

113

законов. Прежде всего здесь важно выяснить взаимосвязь количественных и качественных изменений, механизм по- рождения нового в процессе развития.