logo
Философия

15.8. Базис и надстройка

Базис - это совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономиче- ский строй общества. Исторический тип экономического базиса зависит в свою очередь от определенной ступени развития производительных сил. Ни один новый базис ни- когда не появляется раньше, чем в недрах старого строя созревают материальные условия (производительные си- лы), необходимые для его существования. Базис составля- ет как бы "экономический скелет" общества, который по- средством и с помощью надстройки наполняется "плотью и кровью".

Надстройка - это обусловленная базисом система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных отношений, форм общественного сознания и других явлений духовной жизни, а также функциональ- но связанных с ними учреждений и организаций.

Базис и надстройка есть понятия соотносительные и только во взаимодействии друг с другом раскрывают в самом общем виде механизм детерминации общественных явлений и отношений. Каждый исторически определен- ный базис имеет специфическую надстройку, которая в основном ему соответствует. Какова природа экономиче- ского базиса данного общества, таковы характерные чер- ты политической и правовой надстройки.

Важнейшая функция политической и правовой над- стройки проявляется в том, чтобы своими специфически- ми средствами служить существующему экономическому строю, защищать и укреплять его. Так, на протяжении тысячелетий менялись различные формы частной собст- венности и их субъекты, т.е. те классы и группы, которые являлись владельцами средств и продуктов производства. Со сменой экономического базиса, форм частной собст- венности изменялся и такой элемент надстройки, как правовые идеи и нормы, утверждались новые, отвечаю- щие в свое время экономическим интересам рабовладель- цев (законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне и законы Двенадцати таблиц в Древнем Риме), феодального строя (Свод Юстиниана в Византии, Магдебургское право, Ста- тус Великого Княжества Литовского), капиталистического

269

общества (Гражданский кодекс Наполеона и Германское гражданское уложение 1896 г.) и др.

Отношения базиса и надстройки - это не однопла- новые отношения, а диалектическая взаимосвязь и взаи- мозависимость. Надстройка, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на экономический базис, на все стороны общественной жизни. Относительная самостоя- тельность надстройки проявляется не только в ее актив- ности и в преемственности ряда элементов и форм при переходе к более прогрессивному строю. Она сказывается также в наличии специфических объективных закономер- ностей функционирования и развития надстройки как сложной социальной подсистемы. Различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытыва- ют его влияние. Одни из них (политические отношения, государство, право) взаимодействуют с определяющим их базисом прямо, другие (философия, религия, искусство) связаны более опосредованно, через политику, право, мо- раль и, естественно, обладают болыцей самостоятельно- стью в своем проявлении.

Взаимодействие базиса - надстройки проявляется как объективная закономерность только на протяжении длительного отрезка времени, нередко целой эпохи, в деятельности больших масс населения в масштабах стран, регионов. Так, нынешнее столетие вполне выявило, что демократические изменения политической и правовой надстройки не могут быть успешными без преобразования экономического базиса, содержание которого определяет- ся господством государственной собственности на средст- ва производства и продукт труда. Но определенная поли- тическая структура может оказаться "пусковой" в цепи коренных преобразований. Однако в целом благоприят- ные условия для демократизации надстройки формируют- ся по мере утверждения смешанной экономики, которая представляет собой такой способ взаимодействия различ- ных форм собственности, когда обеспечивается не доми- нирование одной из них, а баланс, сочетание интересов всех субъектов производства.

Было бы карикатурой попытаться применить учение о базисе - надстройке к конкретным (индивидуальным) процессам в виде трафарета, матрицы или алгоритма. Разве можно, например, уровнем производства, типом

270

базиса объяснить то, что в совершенно других экономи- ческих условиях по прошествии тысячелетий нам дос- тавляет художественное наслаждение древнегреческое искусство, образцы которого в известном отношении признаются образцом и недосягаемы? И древнегрече- ское искусство, и творческое наследие В. Шекспира и В. Моцарта, А. Мицкевича и Т. Шевченко, Ф. Досто- евского и М. Богдановича могут быть поняты в контексте всей гаммы общественных отношений своей эпохи, духов- ной атмосферы микросреды, неповторимой гениальной одаренности.

Как видно, понятием "базис-настройка" далеко не все в исторической действительности охватывается, а над- стройку отнюдь не следует истолковывать как что-то вто- роразрядное.

Следовательно, даже краткое ознакомление с базисом и надстройкой, их взаимодействием не только конкретизи- рует понимание общественных (материальных и идеоло- гических) отношений, но открывает новые возможности для познания человеческой деятельности как способа су- ществования и развития общества. При рассмотрении ис- торических ступеней общества посредством категорий "базис" и "надстройка" раскрывается структура общест- венно-экономической формации.

В заключение отметим, что через уяснение диалек- тики объективного и субъективного в человеческой дея- тельности пролегает путь к познанию законов общества и особенно механизма их проявления, а тем самым - и к извечному философскому вопросу о свободе и необходи- мости в историческом процессе.