logo
Философия

13.3. Особенности познавательных действий в современной науке

В условиях последнего десятилетия двадцатого ве- ка проблему познавательного действия следует по сути дела рассматривать не в рамках исключительно системы "научное знание", а в комплексе единого процесса в бо- лее широкой системе "наука - техника - производство". В развернутом виде формула познавательного действия с учетом все более усиливающейся интеграции науки и производства может быть выражена в следующем виде: ФИ-ПИ-Р-Пр-Ос-ПП, где ФИ - фундаментальные иссле-

201

дования; П И - прикладные исследования; Ρ - разработка; Пр - проектирование; Ос - освоение; ПП - промышленное производство. В той или иной форме новые знания возни- кают на каждой из выделенных ступеней целостного соци- ального действия. В то же время наука - в ее фундамен- тальной ипостаси - человеческая деятельность, специально ориентированная на выработку нового знания. Тем самым оправдано несколько метафорическое ее понимание как "машины по производству знаний", как "искусства дейст- вования".

С этой позиции эффективность функционирования науки определяется оптимальным для каждого конкретно- исторического этапа ее развития соотношением структур- ных компонентов "машины": эмпирического и теоретиче- ского уровней познавательной деятельности; познавательных средств и методов; целей; материально-технической базы; организации и методики исследования и т.п. Прогресс науки связан с интенсивным ростом экспериментальной, математической и концептуальной оснащенности позна- вательных действий. Революционизирующее воздействие на научное познание оказывает электронно-вычисли- тельная техника. Ее широкое применение в науке привело к качественному видоизменению эксперимента и во мно- гих случаях к его автоматизации. Возрос объем эмпириче- ской информации и резко сократились сроки ее первичной обработки. Значительно расширились возможности теоре- тического анализа посредством применения современной математики и развития компьютерной формы мышления как инструмента интеллектуального действия человека. Эффективность научных исследований все в большей степени определяется в наши дни возможностями уче- ного использовать эвристические ресурсы формирую- щейся глобальной системной информационной сети (Интернет).

В развитии современной науки прослеживаются противоречивые тенденции. Речь идет об усиливающихся интеграционных процессах на фоне углубляющейся диф- ференциации исследовательской деятельности. Выделя- ются следующие основные направления интеграции на- учного знания: перенос идей и представлений из одной области знания в другую; эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных

202

познавательных средств одних областей науки другими; формирование комплексных, междисциплинарных про- блем и направлений исследования; формирование новых научных дисциплин "пограничного" типа на стыке из- вестных ранее областей знания; сближение наук, разли- чающихся своими предметными областями, прежде всего усиление взаимосвязи и взаимодействия общественных, естественных и технических наук; сближение научных дисциплин различных типов - фундаментальных и при- кладных, эмпирических и теоретических, высокоформа- лизованных и описательных и др.; универсализация языка науки; выработка региональных и общенаучных форм и средств познания; усиление на основе углубляющейся диалектизации современного научного познания интегра- тивной функции философии в исследовательской дея- тельности.

Происходят существенные изменения в соотноше- нии практических и теоретических моментов в развитии современной науки. С одной стороны, в условиях науч- но-технической революции в самом исследовательском процессе возрастает роль собственно практических дей- ствий как специфических методов изучения явлений. Создаются новые формы единства духовной и матери- альной деятельности. Качественно совершенствуется не только теоретический, но и научно-практический ин- струментарий исследования. В частности, функциони- рование ЭВМ выступает как особого рода практиче- ский процесс, выполняемый по заданию человека. С другой стороны, все настоятельнее ощущается ныне необходимость утверждения теоретической, подлинно научной основы самой практической деятельности об- щества.

Это требует дальнейшего уточнения представлений о структуре исследовательских действий в современной науке. Имеет смысл, например, различение таких разно- видностей их, как процедура и операция. Процедура - акт духовно-логического, мысленного освоения позна- ваемого объекта. Операция - практическое действие в научном поиске. В исследовательском процессе проце- дуры и операции взаимодополняют и предполагают друг друга. К процедурам научного исследования относятся методологический анализ, объяснение, логическое

203

обоснование, построение гипотезы, мысленный экспе- римент, экстраполяция, дискуссия, критика, идеализа- ция и т.д. В качестве примеров научных операций можно рассматривать натурный эксперимент, наблю- дение, моделирование (материальное), измерение, по- знавательное действие в системе "гносеологический субъект - компьютер" и др.

В общем случае эмпирические исследования пред- полагают операции с реальными объектами, теоретиче- ские - понятийную деятельность. При расчленении по- знавательного цикла (целостного исследовательского действия в современной науке) прослеживается после- довательный взаимопереход операций и процедур. Фрагменты эмпирии связаны с операциями по фиксиро- ванию фактов, их описанию, по верификации теорети- ческих конструктов. На уровне же теоретического по- знания осуществляются исследовательские процедуры объяснения фактов (каузальное, сущностное, системное и иные типы объяснения), построение гипотез и теорий, методология и "идеология" разработки новой техники. Так, методология разработки перспективных интегриро- ванных автоматизированных систем управления (ИАСУ) осуществляется с помощью таких познавательных про- цедур, как формулировка общих целей, основных требо- ваний, принципов, путей и методов построения ИАСУ; выбор состава функций управления и задач, подлежащих автоматизации; установление проблем, подлежащих раз- решению и оценка необходимых ресурсов; разработка дерева целей, постановка задач по исследованию и раз- решению возникших проблем; разработка математиче- ских моделей, принципов и методов моделирования; алгоритмизация моделей и т.д.

Во второй половине XX века философия науки обогатилась рядом существенных открытий, помогающих глубже осмыслить особенности исследовательского про- цесса. Выдвинуты критерии различения (демаркации) науки и не-науки (Карл Поппер); прояснена роль пара- дигм в научном творчестве (Томас Кун); акцентирована значимость в выработке новых знаний исследовательских традиций и программ (И. Лакатос, Л. Лаудан); раскрыты функции ценностных ориентации, идеалов и норм науч- ного исследования и др.

204