logo
Философия

5.4. Материальное единство мира

Исторически проблема единства мира связыва- лась с развитием философии и естественнонаучного знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес, например, видел его в воде как материальном первона- чале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов. Материалисты стремились единство мира найти в чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеа- листическое истолкование мира сводит проблему его единства к признанию духовного первоначала (Бога, абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого на- личного бытия.

Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения природы, отделения одних предметов от других, исследо- вала отдельные стороны процессов и событий, то к сере- дине XVIII в. накопилось достаточно данных для того, чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеоб- щей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в XIX в., позволили сформулировать положение о матери- альном единстве мира.

Признание однородности структуры приводило к вещественно-субстратной модели, универсальность ко- личественных законов - к функциональной. Но и та и другая модель не могли быть удовлетворительными, поскольку, в конечном счете, приводили к представле- нию о "дурной" бесконечности. Ценным в развитии всех предшествующих моделей мира было накопление конкретных естественнонаучных представлений, демон- стрирующих предметное существование этого единства. С естественнонаучной точки зрения о материальном

68

единстве мира свидетельствуют установление одинаково- сти физико-химического состава в строении тел, созда- ние Коперником гелиоцентрической системы, открытие закона сохранения и превращения энергии и др.

Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия и закономерности только подводят к представлению о материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в тех или иных локальных областях мира. Эти проявления единства мира исследуются естествознанием и другими конкретными науками. Философские представления о единстве мира должны фиксировать его общие непрехо- дящие стороны. Тогда материальное единство мира мы обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несо- творимости и неуничтожимости, в единстве материи и ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в подчинении всех явлений и процессов универсальным диалектическим закономерностям, во взаимной связи и обусловленности всех структурных уровней и систем, в многообразии взаимных превращений, в историческом развитии материи, возникновении живой и социально организованной ее форм на основании менее сложных видов.

Идея материального единства мира является одним из исходных принципов диалектико-материалистической концепции бытия. Знание форм единства мира обеспечи- вает переход познания от неизвестного к известному, по- зволяет через свойства конечного постичь некоторые ас- пекты бесконечного и абсолютного. И возникает вопрос: как согласуется этот принцип с идеей множественности миров или вселенных, отличных от той, в которой мы живем? Выдвигаемые современной физикой и космологи- ей гипотезы о множественности миров связаны с такой интерпретацией квантовой механики, согласно которой в результате любого квантового перехода, происходящего на Земле, звездах, галактике, космическом пространстве, со- вершается деление Вселенной на множество самостоя- тельных миров.

В таком общем виде эта идея не является не- ожиданной для философии. Так, еще Г. Лейбниц в своей теологической теории мироздания сформулиро- вал понятие "возможные миры". Он полагал, что из

69

всего многообразия возможных миров, которые суще- ствуют в разуме Бога, выбор может сделать сам Бог, основываясь на принципе максимального совершенства и оптимальности, максимального богатства явлений, допускаемых физическими законами. В XX в. понятие возможных миров входит в теорию с именем немецко- американского философа Р. Карнапа, понимавшего под логически возможными мирами такие, которые можно описать непротиворечиво. Это могут быть различные необычные фантастические миры. Современная же космо- логия объективирует идею множества миров, предполагая, что наряду с нашим миром существует множество других, отличных от него по своим физическим харак- теристикам. Интересными в этом отношении являют- ся представления (М.А. Марков, К.П. Станюкович) о квазизамкнутых космологических объектов, так назы- ваемых фридмонах или планконах. Исследователей на- ряду с вопросом о наличии многих миров интересует "механизм" их реализации, т.е. проблема выбора законов природы (Дж. Уилер, У. Хокинг и др.). Что касается адекватности различных теорий множественности миров внешнему миру, то этот вопрос может быть решен толь- ко в рамках конкретных физических теорий. Философ- ский же подход к их рассмотрению позволяет утвер- ждать, что концепция многообразия миров соответствует идее неисчерпаемости материи и вполне согласуется с принципом материального единства мира.

Среди множества форм проявления материального единства мира наиболее существенно его субстанцио- нальное единство. Действительно, все многообразие свойств, вещей, отношений имеет общую основу - мате- рию. Для более глубокого раскрытия сущности материаль- ного единства мира, равно как и для осмысления проблемы в целом, большое значение имеют идея единственности фундаментальной структуры Вселенной и непосредствен- но с ней связанный антропный принцип. В современной космологии его расценивают как "скрытый принцип, орга- низующий Вселенную определенным образом". Появление во Вселенной человека и человеческого разума оказывают- ся обеспеченными уже на уровне фундаментальных зако- нов природы.

70

Согласно этому принципу, величины астрофизи- ческих параметров (космологические начальные усло- вия) расширяющейся Вселенной таковы, что на опреде- ленных ступенях своего развития природа необходимо порождает жизнь и человека. Даже незначительные из- менения массы электрона, константы сильного взаимо- действия или гравитационной постоянной привели бы к невозможности возникновения жизни земного типа. Мировоззренческое значение антропного принципа заключается в том, что в нем отражается далеко ухо- дящая корнями в прошлое всепроникающая идея взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и мак- рокосмоса, неразрывной связи Человека и Вселенной. Идея материального единства мира находит все новые и новые естественнонаучные подтверждения и философ- ское обоснование.

Истинно революционное значение для понима- ния единства мира имеют принципы синергетики как теории самоорганизации. Под самоорганизацией по- нимается процесс спонтанного и автономного струк- турообразования в сильно неравновесных открытых системах. До недавнего времени считалось, что само- организация присуща лишь живой природе. Что же касается явлений неживой природы, то классическая физика предписывала им подчинение обратимым во времени фундаментальным законам, согласно которым практически невозможно различить состояние объекта в настоящем, прошлом и будущем. "Фактор времени" здесь просто элиминировался и об эволюции таких объ- ектов не могло быть и речи. Это считалась само собой разумеющимся и, казалось, не омрачало идею единства мира. Синергетика же рассматривает необратимость как фундаментальный принцип. Теперь обнаружено, что неравновесные состояния несут в себе "стрелу времени" и тем самым вносят порядок, порождая бо- лее высокие уровни организации. Введение второго начала термодинамики в качестве фундаментального динамического принципа позволяет выявить в физи- ческих процессах переход от "существующего к возни- кающему" (И. Пригожий). Открывается также возмож- ность описания новой целостной общенаучной картины мира, эвристическую ценность которой трудно пере-

71

оценить. Синергетика выявляет общее как для явле- ний разного масштаба (микромир и макромир), так и для явлений разной природы (физических, химических, биологических, социальных); позволяет связать в функ- ционально-целостный процесс все три сферы - нежи- вую, живую и социально-организованную.

Мир есть закономерное движение материи. Таков общий вывод из изложенного в философском понима- нии действительности. Установление единства в беско- нечном многообразии бытия позволяет теперь перейти к более конкретному рассмотрению закономерностей са- моорганизации, самодвижения и развития. Совокупность возникающих здесь проблем образует предмет теории диалектики.

72