logo
Философия

3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи

Материя не существует сама по себе вне конкрет- ных материальных объектов, как существует, например,

42

какой-либо материал и вещи, из него состоящие. Но по- знать материю можно только через познание отдельных материальных объектов, а чем глубже мы проникаем в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе подходим к пониманию сути материи.

Здесь может возникнуть возражение. Ведь вопроса- ми о строении различных объектов занимаются частные науки: физика, химия, биология, антропология и др. От- вет прост. Да, конкретные науки раскрывают свойства, суть, строение той или иной области материального мира. Философию же интересуют его общие закономерности, принципы самоорганизации, способы существования. Поэтому проблема строения материи имеет философский статус.

В истории философии проблема эта разрабатывалась в соответствии с двумя противоположными концепциями: непрерывного (континуального) и прерывного (дискретного) строения мира. Приверженцы первой кон- цепции признавали возможность бесконечного деления материи. Их теория исходила из признания постоянного повторения одних и тех же качеств, как бы далеко мы ни углублялись в строение материи. Взаимодействие в этой теории строилось по принципу близкодействия, согласно которому передача действия может осуществляться только от точки к непосредственно прилежащий к ней точке в следующие друг за другом моменты времени.' Эти идеи развивались Милетской школой древних греков, а в Но- вое время - Р. Декартом.

Наряду с теорией континуальности (иногда говорят, "сплошности") развивалась другая теория, которая исходила из того, что материя расчленена на множество образований, последних "неделимых" частиц материи. К тому же полага- лось, что свойства тел, составленных из этих частиц, отли- чаются от свойств самих частиц. Такова суть различных ато- мистических теорий, начиная с Левкиппа и Демокрита. Они неразрывно связываются с концепцией дальнодействия, со- гласно которой действие может передаваться на расстоянии без посредства какого бы то ни было физического агента.

Атомистическое учение имело ряд преимуществ по сравнению с теорией непрерывного строения материи, так как давало возможность объяснить целый ряд при-

43

родных явлений и соответствовало множеству наблюдае- мых фактов. Например, строение планетной системы Де- карт, исходя из концепции близкодействия, объяснял эфирными вихрями, однако построить точную математи- ческую модель ему не удалось. Ньютон же, основываясь на концепции дальнодействия, при которой время не учитывалось, смог дать количественную теорию движе- ния планет и открыл закон всемирного тяготения. В пользу идеи о прерывном строении свидетельствовал тот факт, что элементы входят в соединения не в любых ко- личествах, а только определенными порциями. Вместе с тем метафизические представления о жестких атомах, по- следних кирпичиках мироздания, не всегда были убеди- тельными.

Зародившаяся еще в классическом атомизме идея иерархического строения материи позволила показать, что материя - не сплошное однородное целое. Она структур- но организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом, как угодно малом, ее элементе. К тому же структура материи не является одноуровневой. Она представляет собой многообразие качественно своеоб- разных материальных форм различной степени сложности.

Материю в первом приближении можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Уже выделение указанных сфер отражает единство пре- рывного и непрерывного в строении материи. Каждая сфера - самостоятельная область материального мира. Вместе с тем здесь четко прослеживается историческое развитие материи в обозримой части мира, которое выра- жает преемственность и усложнение при переходе от не- живой к живой и социально-организованной части мате- риального мира. Сложную структуру действительности можно сравнить с гигантскими пирамидами или конусами с общим бесконечным основанием. В основании каждого конуса располагаются объекты неживой природы. Из них и внутри их формируются биологические, а на базе и внутри последних развиваются социальные системы. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выде- лить определенные уровни организации материи.

Один из возможных вариантов представлен следую- щим образом:

44

Неживая сфера

Живая сфера

Социально-

(космос)

(биос)

организованная сфера (социум)

Космические системы

Биосфера

Метасоциальный

различной сложности

Биоценозы

Общество

Макроскопический

Виды

Цивилизации

Молекулярный

Организмы

Общественно-

экономические

формации

Атомный

Клетки

Этносы

Ядерный

Микроорганизмы

Государства

Элементарный

Социальные группы

Субэлементарный

Молекулярный

Производственные

уровень жизни

коллективы

Семья

Человек

Каждый член иерархического ряда уровней строе- ния материи представляет собой как бы ступень в ряду подчиненных друг другу материальных объектов различ- ной сложности и в то же время служит строительным ма- териалом для более высоких уровней структурной органи- зации материи. Каждый структурный уровень, в свою очередь, реализуется через множество различных видов дискретных материальных объектов, образующих как бы подуровни исходного уровня строения. Внутри каждого уровня можно наблюдать процесс усложнения материаль- ных объектов в рамках общего для всех объектов данного уровня типа организации.

Иерархический принцип строения материи не озна- чает механической "вложенности" материальных систем различной сложности друг в друга. Молекулы - члены молекулярного уровня строения - состоят, как известно, из атомов, относящихся к нижележащему уровню мате- рии. Но вместе с тем молекула - это не механическая со- вокупность атомов, в свободном состоянии атомы обла- дают иными свойствами. Примером неприменимости принципа "вложенности" может служить ядерная изоме- рия, суть которой заключается в том, что ядра, состоящие из одинакового числа протонов и нейтронов, т.е. тождест-

45

венные по составу, обладают различными периодами по- лураспада.

Наличие структурных уровней материи выражает общее свойство материи - диалектическое единство пре- рывности и непрерывности.