logo
Философия

1.8. Функции философии

Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их раз- ностороннюю предметную деятельность. Это воздействие в широком смысле слова предстает как влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, ре- гулирование и ориентацию. Функции философии многоас- пектны. Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональ- ных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализа- ции - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Часто указываются две основные функции философии: мировоз- зренческая и методологическая. «Упоминают также интег- рирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно- воспитательную и другие функции философии. Но их можно охарактеризовать и более обобщенно, если принять во внимание сказанное ранее о структуре философского знания. Соответственно строению целостной, но внут- ренне дифференцированной философской^ теории могут быть выделены ее главные функции - онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксеологическая.

Онтологическую функцию философия выполня- ет тем, что она как системно-рационализированное ми- ровоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.

Гносеологическая функция философии заключа- ется в создании обобщенной картины познания, формули- ровании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного по- знания и логического мышления.

24

Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентацией людей, их нравственно-эстети- ческих идеалов, духовных регулятивов поведения челове- ка в мире культуры.

Праксеологическая функция философии про- является в опосредованном ее воздействии на практиче- скую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуаль- ных и массовых действий.

В большей или меньшей мере эти функции с раз- ным их акцентированием и содержанием выполняют все философские учения. Усиливающийся ныне плюрализм общественного дознания придает особую значимость спо- собности и умению верно ориентироваться в сложном конгломерате взаимоисключающих часто друг друга идей и взглядов. Эта тем более важно, что в XIX и XX веках фокус философского умозрения все очевиднее смещался с объективного мира на воспринимающего, переживающего субъекта. В прежние времена, обращаясь к философии, ожидали от нее помощи в осмыслении вселенского бы- тия. Неважно при'этом, как трактовалась философия: как царица наук или как служанка религии; как обслуга по- литики или же вообще как фундаментальное событие в человеческом существовании, или же просто как само- ценность пытливого духа.

И сейчас, конечно, философия в целом продолжает выполнять свои функции "дозорного культуры" и "честного брокера" (Р. Рорти), опосредующего отношения между мировоззренческими ориентациями различных поколе- ний, стран и цивилизаций. Вместе с тем многие мысли- тели в конце XX столетия отказываются от выработки системного целостного миропонимания, склоняясь чаще к "философствованию по поводу": проблем языка (герме- невтика, аналитическая философия, постструктурализм), личностного бытия и сознания (экзистенциализм, персо- нализм), культуры (постмодернизм) и др.

Что касается современного состояния отечественной философии, то распад СССР и утвердившийся мировоз- зренческий хаос выплеснули в пространство общественного сознания комплекс самых разнородных идей - от мистико- религиозных и субъективистских до явно позитивистских.

25

В частности, стало модным противопоставление философ- скому мировоззрению "синергетического мировидения". Между тем прогрессирующая в последние десятилетия си- нергетика (подобно системологии, кибернетике и другим междисциплинарным знаниям - маргиналиям науки) ни в коей мере не отменяет необходимости целостного фило- софского осмысления действительности. Синергетика лишь стимулирует размышления в новых аспектах над многими мировоззренческими и социальными проблемами, но не снимает их прежних решений и возможных иных подходов.

Здесь опять-таки убеждаемся, что новации в науке, равно как и коренные общественные преобразования тре- буют лишь существенного обновления философии, а не зряшнего отказа от ее апробированных эвристических традиций. Вообще значимость философской культуры и эрудиции несомненна. Их системная организация может быть различной. Для студентов и в первую очередь для будущих инженеров, специалистов в сфере новейших и высоких технологий, творцов грядущей компьютерно- информационной цивилизации ныне предлагается широ- кий спектр философских раздумий. Им должно помочь в выборе личной мировоззренческой позиции, по нашему убеждению, глубокое изучение философии диалектиче- ского материализма.

Эта философия обосновывает взгляд на мир как за- кономерное развитие материи. Положением об активно- сти человека в предметно-преобразовательной деятельно- сти утверждается уверенность в объективной истинности творческого процесса познания. Установление диалектики бытия и ее отражение в сознании людей способствует выработке всеобщего метода мышления и социального действия. Особую роль ныне приобретает аксиологиче- ская функция философии. Современная цивилизация с ее глобальными проблемами и противоречиями, экологи- ческими кризисами, достижениями и опасностями науч- но-технического прогресса требует в качестве категори- ческого императива социального мышления признания человека высшей ценностью. Необходимая ориентация на идеи гуманизма, приоритет общечеловеческих интересов и ценностей определяют, в свою очередь, современное содержание праксеологической функции диалектического материализма. Его социально-философский комплекс

26

идей (материалистическое понимание истории, или исто- рический материализм) нуждается в критическом анализе и устранении догматических стереотипов сознания и ус- таревших идеологических схем. Только при условии все- стороннего развития (и творческим усвоением ценных достижений иных современных философских учений) диалектический материализм способен выполнить задачу теоретического осмысления идущего ныне глобального социального обновления, продвижения человечества к гуманному, демократическому будущему.