logo
Философия

15.4. Способ существования общества

В центре размышлений о социальном бытии так или иначе всегда встает вопрос вопросов: что является способом существования и развития общества?

Для того чтобы изложить наиболее известные воз- зрения по этому вопросу, потребовалось бы снова про- делать обзор истории социально-философской мысли. Выберем другой путь и вкратце сопоставим противопо- ложные суждения и концепции, а затем изложим суть по- нимания проблемы.

258

Длительную историю имеют мнения об обществе как продукте творения сверхъестественной (божественной) си- лы либо уподобление его животным и растительным ор- ганизмам.

И. Кант высказал мысль о том, что историю обще- ства можно рассматривать как "выполнение тайного пла- на природы", а средством, которым природа пользуется для этого, является антагонизм людей. Из системной тео- рии Гегеля следовало, что саморазвитие "мирового духа" и есть способ существования и развития общества. Для А. Шопенгауэра мир - это проявление бессознательной воли. Социальная философия XX в. породила еще боль- шее разнообразие во мнениях и концепциях о субъектив- ном как способе существования и развития общества.

С позиций вульгарно-социологического материа- лизма субстанцией, основой социального бытия являются материализованные факторы социальности в виде соору- жений, средств труда, коммуникаций и т.д.

Для современных социально-философских воззрений более характерны те, которые рассматривают общество в аспекте человеческой деятельности или общественных от- ношений, или как исторически развивающуюся систем- ную целостность человеческой деятельности и общест- венных отношений. Внутренняя логика развития этих концепций приводит к выводу, что человеческая деятель- ность есть способ существования и развития общества. Причем только в человеческой деятельности реализуется единство объективного и субъективного.

Деятельность в самом общем виде рассматривается как человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном изменении и преобразовании окружаю- щего мира. Заметим, что для обозначения преобразую- щей, предметной деятельности в историческом материа- лизме чаще всего употребляется понятие "практика".

В системе человеческой деятельности выделяется, по определению К. Маркса, труд как положительная творческая деятельность. Труд, составляя ядро челове- ческой деятельности, обусловливает соответствующую дифференциацию ее видов. Будем в дальнейшем рас- сматривать следующие основные формы человеческой деятельности: материальную деятельность, которая ох- ватывает производство, обмен, распределение и потреб-

259

ление материальных средств жизни, а также взаимодейст- вие с природой и активность по поводу собственного воспроизводства; социальную и политическую дея- тельность; духовную деятельность. Каждая из них пред- ставляет собой взаимосвязь субъективного и объективного в их единстве, так как это форма человеческой деятельно- сти. Они различаются, прежде всего, по объекту (что про- изведено, каковы "плоды" деятельности).

По мнению немецкого социолога М. Вебера, все виды человеческой деятельности подразделяются на че- тыре типа: первый - целесообразный, характеризуется ис- пользованием разнообразных средств для достижения це- ли; второй - рациональный в использовании средств, но нерациональный с точки зрения цели; третий - предприня- тый в состоянии возбуждения; четвертый - традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах. Данная схема непосредственно связана с учением М. Вебера об "идеальном типе" как эвристической теоретической кон- струкции и призвана была служить основой, своего рода алгоритмом для обобщений и описания общества в це- лом. Заметим, что некоторые из высказанных М. Вебером суждений представляют интерес и поныне. Например, об обеспечении стабильности экономической системы, если ее участники будут придерживаться рационального сопос- тавления полезности и издержек. Одним из первых он проанализировал нарастающую бюрократизацию поли- тической и общественной жизни, попытался высказать прогнозы о зловещей функции бюрократизма в обществе, вступающем на путь социализма. Учение М. Вебера об "идеальных типах" оказало значительное влияние на фи- лософско-социологическую мысль XX в.

Однако более чем спорными оказались те из обоб- щений М. Вебера, которые базировались на его посылке о самостоятельном функционировании идей как основе для коренных социально-экономических преобразований об- щества. Так, в его книге "Протестантская этика и дух ка- питализма" утверждается, что возникновение капитализма определялось в основном действием психологического фактора, а именно протестантской (кальвинистской) ре- лигией, которая якобы преуспела по воспитанию у при- хожан благоразумия, трудолюбия, бухгалтерского счета, деловой честности и т.д. Такая трактовка генезиса капи-

260

тализма вызвала критику, причем не только со стороны приверженцев материалистического понимания истории.

Что касается исторического материализма как соци- альной философии, то он признает в качестве исходной в жизни общества материальную производственную дея- тельность. "...Мы должны, - писал К. Маркс, - прежде всего констатировать первую предпосылку всякого чело- веческого существования, а следовательно, и всякой исто- рии, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии "делать исто- рию". Но для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и еще кое-что. Итак, первый историче- ский акт - это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни". (29. Т.З. С.26).

Да, человеческие материальные потребности* не мо- гут быть удовлетворены в масштабах общества даже самы- ми благородными идеями и духовными порывами, если они оторваны от материальной и других форм деятельно- сти. При этом нельзя упускать из вида, что положение о примате материально-производственной деятельности применимо к существованию и развитию человеческого общества в целом и отнюдь не отрицает значимость дру- гих форм деятельности. История свидетельствует о нали- чии конкретных ситуаций, когда решающее значение приобретают те или иные виды духовной, классово- политической деятельности, этнические (национальные) и конфессиональные движения.

Беспристрастный анализ глобальных проблем совре- менного мира приносит новое признание (правда, скорее косвенное и нередко неосознанное) учению о взаимосвязи всех основных форм человеческой деятельности при сис- темообразующей значимости материальной деятельности. Ведь все они, назовем, к примеру, экологическую про- блему, представляют собой следствие стихийной и некон- тролируемой материальной деятельности людей. Если же имеются другие причины в виде землетрясений, навод-

В социальной философии под потребностями субъекта (индивиды, их группы и общности, человечество) понимают активное состояние его устремленности к необходимым объектам и к взаимодействию с ними определенным способом.

261

нений, засухи и т.д., то восстановление экологического равновесия разрешается в конечном счете опять-таки по- средством определенных видов материально-производст- венной деятельности.

От успешного разрешения глобальных проблем за- висит дальнейший социальный прогресс и само сущест- вование человечества. Если не опоздать, то эта задача из задач может оказаться посильной только для скоордини- рованной в масштабах всей планеты материальной дея- тельности людей, такой деятельности, которая оплодотво- рена гуманистическими целями, которая объективирует и включает в свои потоки самые оптимальные научные идеи и инженерные проекты. Но это уже скорее матери- альная, научно-техническая деятельность.